Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителя Давыдова Г.В. - Пермякова П.Д., представителя ОА г.Якутск - Давыдовой З.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2014 года, которым по делу по заявлению Давыдова Г.В. об оспаривании действий Окружной администрации города Якутска,
постановлено:
В удовлетворении заявления Давыдова Г.В. об оспаривании действий Окружной администрации города Якутска - отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давыдов Г.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Окружной администрацией города Якутска в предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ... , под дачу, мотивируя тем, что имеется предварительное решение Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков (далее Комиссия) о предоставлении ему данного земельного участка от 29 июня 2007 года, им оформлены все надлежащие документы для окончательного принятия Окружной администрацией г. Якутска решения о предоставлении ему данного земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель заявителя обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. По его мнению, в момент принятия предварительного решения о предоставлении заявителю спорного земельного участка действовали иные условия предоставления земельного участка, новый регламент с иными условиями предоставления земельного участка не может иметь юридическую силу в отношении него, поскольку правоотношения с заявителем возникли в 2007 году и являются длящимися. Считает, что с принятием нового регламента ранее принятое решение не может быть отменено, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции обосновал свое решение тем, что земельные участки предоставляются гражданам, нуждающимся в их предоставлении на основании их заявления в порядке очередности, в соответствии с действующими в настоящее время нормами права, чего в отношении заявителя не установлено.
Указанный вывод суда является правильным, оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
Согласно статье 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, (применительно к данному делу) органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявление в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В данном случае из установленных судом обстоятельств по делу следует, что согласно протоколу N ... от 27.06.2007 года Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков под садоводство, огородничество принято решение о согласовании предоставления Давыдову Г.В. в аренду земельного участка, ориентировочной площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... , под дачу.
10 января 2008 года Давыдов Г.В. в Комитете земельных отношений ОА г.Якутска получил акт выбора земельного участка для согласования.
Акт выбора согласован в ЯТЭЦ ОАО АК "Якутскэнерго", УГРС "Ленагазсервис", ЯГЭС ОАО АК "Якутскэнерго" и у главного архитектора города Якутска.
29 мая 2008 года МУП Архитектурно-планировочным муниципальным предприятием выдан Градостроительный план земельного участка.
24 марта 2011 года ему был выдан кадастровый паспорт участка с кадастровым номером N ...
После оформления всех документов заявитель 6 мая 2011 года обратился в Комитет земельных отношений ОА г. Якутска с просьбой предоставить земельный участок и получил ответ 12 мая 2011 года о необходимости согласования с Якутским комитетом охраны природы в соответствии с Положением, принятым 23 марта 2010 года.
Якутским комитетом охраны природы 30 декабря 2011 года выдано положительное заключение.
30 сентября 2014 года, то есть по истечении двух с половиной лет после получения всех необходимых документов по согласованию, Давыдов Г.В. обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, на что 15 октября 2014 года получил ответ об отказе в предоставлении участка.
Из письма Департамента имущественных и земельных отношений ОА г.Якутска от 15 октября 2014 года, следует, что ранее принятое предварительное решение о согласовании предоставления земельного участка утратило силу в связи с принятием нового Регламента о предоставлении гражданам земельного участка в аренду или в собственность.
Отказ Департамента в предоставлении земельного участка на основании документов, выданных в 2007-2011 годах и срок действия которых истек, является обоснованным и законным.
Так, заключение Якутского комитета охраны природы было выдано 30 декабря 2011 года со сроком действия два года, акт выбора земельного участка в соответствующих инстанциях подлежал согласованию в течении 6 месяцев со дня регистрации. Как указано в примечании к акту выбора земельного участка, если он не согласован в течение указанного срока, такой акт считается недействительным. Таким образом, сроки действия предоставленных заявителем документов для выделения земельного участка в аренду истекли на момент подачи заявления.
В 2007 году, при первоначальном обращении Давыдова Г.В. с заявлением о предоставлении ему земельного участка под дачу, предварительное решение о предоставлении участка было принято в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории городского округа "Якутск" утв. постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 26.01.2004 года ПГС N 23-5.
Впоследствии порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства неоднократно изменялся, о чем принимались соответствующие нормативные акты.
В настоящее время земельные участки предоставляются в соответствии с Нормативным правовым актом от 14 ноября 2012 г. N 93-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск".
Статьей 9 указанного акта определен порядок предоставления гражданам садовых, огородных и дачных земельных участков, который не предусматривает принятие предварительных решений о предоставлении земельных участков.
Кроме того, решением Якутской городской Думы N РЯГД-51-20 от 20 декабря 2012 года в Генеральный план г. Якутска, в Правила землепользования и застройки г. Якутска внесены изменения, согласно которым территориальная зона, на котором расположен испрашиваемый земельный участок, изменен. Если согласно градостроительному плану земельного участка от 29 мая 2008 года указывалась зона Р-5 (зона коллективных садов и садово-огородных участков), то с момента внесения изменений в Генеральный план ГО "Город Якутск" испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-3А- зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории г. Якутска. Часть испрашиваемого участка находится в зоне экологического ограничения, то есть в водоохранной зоне.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 и статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под определенные цели. Сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.
По смыслу статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Таким образом, земельный участок, расположенный в зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж-3А) и водоохранной зоне не может использоваться, как желает заявитель, под дачное хозяйство.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ ОА г. Якутска предоставить земельный участок под ведение личного подсобного хозяйства соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления заявителю земельного участка в соответствии с порядком, действовавшим до внесения изменений в этот порядок, являются необоснованными.
Статьей 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
После получения предварительного решения о согласовании предоставления земельного участка до момента обращения Давыдова Г.В. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду прошло более 7 лет. Данное обстоятельство свидетельствует о добровольном отказе заявителя от реализации своего права на получение земельного участка в порядке, действовавшем до 7 августа 2012 года.
Следует также учесть, что вышеуказанное предварительное решение лишь предполагало возможность предоставления земельного участка при условии выполнения всей процедуры согласования с соответствующими органами, однако не обязывало орган местного самоуправления предоставить испрашиваемый земельный участок.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам - судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы, материальный закон применен судом верно, нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2014 года по делу по заявлению Давыдова Г.В. об оспаривании действий Окружной администрации города Якутска - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу с момента его принятия.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи З.С. Дьяконова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.