Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С.,
при секретаре Васильевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по искам Печниковой Т.Н., Федосовой С.В., Вишняковой Л.Б., Сачковой Т.Н., Семеновой Т.Н., Поляковой Т.Н., Петрова Е.Ю., Данзановой Т.А., Полякова С.С., Тараненко Н.М. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" о взыскании задолженности по заработной плате
по апелляционной жалобе истцов Федосовой С.В., Вишняковой Л.Б., Сачковой Т.Н., Семеновой Т.Н., Поляковой Т.Н., Полякова С.С., Петрова Е.Ю., Данзановой Т.А., Тараненко Н.М., Печниковой Т.Н.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2014 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца Федосовой С.В., представителя третьего лица войсковой части 32364 Лошкарева П.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, истцы Печникова Т.Н., Федосова С.В., Вишнякова Л.Б., Сачкова Т.Н., Семенова Т.Н., Полякова Т.Н., Данзанова Т.А., Тараненко Н.М., Петров Е.Ю., Поляков С.С. просили взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" задолженность по заработной плате в размере ... руб., ... руб., ... руб., ... руб., ... руб., ... руб., ... руб., ... руб., ... руб., ... руб. соответственно.
Требования мотивированы тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю". При расчете среднего дневного заработка для начисления истцам отпускных работодателем не были учтены премии, выплаченные в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010г. "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации". Указанные премии являются выплатами стимулирующего характера, предусмотренными системой оплаты труда работников военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Премии носили не разовый, а регулярный характер, выплачивались ежеквартально. Условиями коллективного договора между командованием и гражданским персоналом войсковой части 32364 на ... г.г. предусмотрено включение всех сумм выплат компенсационного и стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат для расчета среднего заработка работников в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 922.
В судебном заседании истец Печникова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы Федосова С.В., Вишнякова Л.Б., Сачкова Т.Н., Семенова Т.Н., Полякова Т.Н., Данзанова Т.А., Тараненко Н.М., Петров Е.Ю., Поляков С.С. в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" Абрамова О.В. в суд не явилась. Из представленного письменного возражения на иск и дополнений к нему следует, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку дополнительное материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданского персонала в Министерстве обороны РФ, следовательно, данная выплата не является гарантированной и не носит обязательного характера.
Представитель третьего лица войсковой части 32364 в суд не явился.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истцы Печникова Т.Н., Федосова С.В., Вишнякова Л.Б., Сачкова Т.Н., Семенова Т.Н., Полякова Т.Н., Данзанова Т.А., Тараненко Н.М., Петров Е.Ю., Поляков С.С. просят его отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, и приводят доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагают, что премии, предусмотренные приказом министра обороны РФ N 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Спорная премия не является выплатой, производимой согласно отдельным решениям министра обороны РФ, а выплачивается ежеквартально. Кроме того, при расчете премии были произведены отчисления в пенсионный и налоговый органы.
На заседании судебной коллегии Федосова С.В. доводы жалобы подержала в полном объеме.
Истцы Печникова Т.Н., Вишнякова Л.Б., Сачкова Т.Н., Семенова Т.Н., Полякова Т.Н., Данзанова Т.А., Тараненко Н.М., Петров Е.Ю., Поляков С.С., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание судебной коллегии не явились.
Представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" Мирошников С.Н. в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица войсковой части 32364 Лошкарев П.А. возражал против удовлетворения жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Федосову С.В., представителя третьего лица войсковой части 32364 Лошкарева П.А., не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцы работают в войсковой части 32364 на должностях гражданского персонала.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24 декабря 2007 года утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", которым предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. При этом необходимо учитывать, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).
Во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.06 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министром обороны РФ издан приказ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" об утверждении Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 указанного Порядка предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Согласно Указу Президента РФ от 26.12.2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 выплата дополнительных премий гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения общей численности личного состава Вооруженных сил РФ, не может являться гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда. Источником для выплаты таких премий является экономия бюджетных средств за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников Министерства обороны РФ.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка, установленного приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26 июля 2010 года, размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, при вынесении обжалуемого решения судом был сделан верный вывод о том, что дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны РФ N 1010 не носит обязательного характера.
Правовые основания для принятия решения о взыскании указанных в иске сумм в пользу истцов и включении в расчет среднего заработка при начислении отпускных дополнительного материального стимулирования, предусмотренного названным приказом, у суда отсутствовали.
Данная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 04.04.2014 по делу N 22-КГ14-6 и по делу N 22-КГ14-5, от 06.10.2014 по делу N 21-КГ14-9. Верховным Судом РФ дано толкование указанного правового акта, высказана правовая позиция по спорному вопросу, а именно об отсутствии оснований для включения спорных выплат в расчет среднего заработка, в частности для расчета отпускных.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам исковых заявлений, которым судом дана надлежащая оценка, и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Ссылка авторов жалобы о произведении отчислений в пенсионный и налоговый органы при определении размера премий не может быть принята во внимание как основание для отмены обжалуемого решения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда, не опровергая их законность.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ихисеева М.В.
Судьи: Казанцева Т.Б.
Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.