Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
судей Никитиной Г.Н., Разуваевой А.Л.
при секретаре Евсюковой К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 24 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе СЮЮ на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 октября 2014 года, которым в удовлетворении требований СЮЮ о признании незаконными действия Военного комиссара Новосибирской области, связанные с пересчетом его календарной выслуги лет на военной службе за период с 05.08.1982г. по 24.09.1993г. и уменьшении процентной надбавки до 25%; обязании Военного комиссара Новосибирской области отменить свое решение по указанному вопросу, возвратить пенсионные выплаты в первоначальное положение, выплатить незаконно удержанные в результате перерасчета денежные средства, отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения СЮЮ, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
СЮЮ обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Военного комиссара Новосибирской области, связанных с пересчетом его календарной выслуги лет на военной службе за период с 05.08.1982г. по 24.09.1993г. и уменьшении процентной надбавки до 25%; обязании Военного комиссара Новосибирской области отменить свое решение по указанному вопросу, возвратить пенсионные выплаты в первоначальное положение, выплатить незаконно удержанные в результате перерасчета денежные средства.
В обоснование заявленных требований указал, что он, майор в отставке, с 12.03.1999г. уволен в запас по приказу Министра обороны Республики Казахстан с выслугой 29 лет и является военным пенсионером по линии Министерства обороны РФ, получал до 01.06.2014г. пенсию из расчета оклада по должности и воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет в размере 70%, районного коэффициента - 20% и размера пенсии от денежного содержания - 77%.
С 01.06.2014г. для целей исчисления его пенсии в части процентной надбавки за выслугу лет начинает применяться процентная надбавка за выслугу лет в размере 25%, по указанной причине с 01.06.2014г. размер пенсии с "данные изъяты". снижается до "данные изъяты". Полагая, что ответчиком при исчислении размера его пенсии нарушены основополагающие принципы применения законодательства, а также нормы международных договоров, участником которых является Российская Федерация в части пенсионного обеспечения военнослужащих, конкретные нормы действующего законодательства Российской Федерации на момент ее перерасчета, в связи с чем обратился с заявлением от 17.06.2014г. к Военному комиссару Новосибирской области за разъяснением, на которое получил 30.06.2014г. ответ. Согласно ответу, военная служба ему была зачтена за период с 05.08.1982г. по 24.09.1993г., и не зачтена за период с указанного момента по 12.03.1999г., поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2011г. N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", указанные периоды (служба в вооруженных силах государств-членов СНГ), при выходе на пенсию в указанных государствах - не учитываются, при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации.
Полагая, что ответчиком дан ответ не соответствующий законодательству и международным обязательствам Российской Федерации по указанному вопросу, обратился с жалобой в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен СЮЮ
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении его требований.
В обоснование доводов жалобы указал, что в 2005году была рассчитана пенсия и определена процентная надбавка за выслугу лет по причине включения в выслугу лет спорного периода времени службы. Календарный период службы составил 29 лет выслуги. В ходе судебного разбирательства представлены доказательства того, что апеллянт проходил военную службу не по контракту, а на общих основаниях и при нахождении на службе на территории Республики Казахстан присягу Республике Казахстан не принимал, так как был и оставался военнослужащим Российской Федерации. Военная часть, в которой апеллянт проходил службу, выполняла боевые задачи на территории Республики Казахстан. Таким образом, при исчислении периода службы Военным комиссариатом Новосибирской области спустя 9 лет, то есть с 2005 года по 2014 год получал надлежащим образом сформированную пенсию в полном размере. И только спустя 9 лет, то есть с июня 2014года при перерасчете не засчитали периоды службы с 25.09.1993года по 12.03.1999года служба на территории Республики Казахстан, что является грубым нарушением и ущемлением законных прав, как гражданина РФ. В обоснование своих доводов ссылается на договор от 28 марта 1994 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.11.2012 г. разъяснил, что закон закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных в соответствии с ранее действовавшим законодательством РФ. Поскольку согласно статьи 4 Гражданского кодекса РФ закон обратной силы не имеет, следовательно, законодатель не вправе придавать обратную силу новому исчислению пенсий в отношении граждан, которые приобрели статус пенсионера до 2012 года.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, СЮЮ был уволен из Вооруженных Сил Республики Казахстан приказом Министра Обороны Республики Казахстан от 12.02.1999 г. N и исключен из списков личного состава приказом командира в\ч 14157 от 05.03.1999 г. N с 12.03.1999 г. Пенсия назначена заявителю в Республике Казахстан с 13.03.1999 г. из расчета выслуги 29 лет. До 01.06.2014г. СЮЮ получал пенсию из расчета оклада по должности и воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет в размере 70%, районного коэффициента - 20% и размера пенсии от денежного содержания - 77%. В 2014 году военным комиссариатом Новосибирской области был исключен из расчета период службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан с 25.09.1993 года по 12.03.1999 года, в связи с чем изменился размер пенсии с "данные изъяты". до "данные изъяты".
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением от 15.05.1992 года. Государствами - участниками Соглашения от 15.05.1992 года являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленного законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно ч. 2 ст. 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семья определяется в порядке, установленном законодательством государств -участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
В соответствии с п.5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых государств Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
В соответствии с Консультативным заключением N Экономического Суда СНГ "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года", при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство - участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки выслугу лет.
При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч.2 ст.2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
В соответствии с п.2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2011г. N 1074, зачету в календарном исчислении в выслугу лет для назначения военнослужащим надбавки за выслугу лет, подлежат следующие периоды военной службы:
- в Вооруженных силах Российской Федерации и других войсках, воинских формированиях, органах, предусмотренных законодательством РФ;
- в Вооруженных силах СССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных силах государств-участников СНГ;
- граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях, органах государств-участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы);
- граждан Российской Федерации до 01.01.1995г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях, органах государств-бывших республик Союза ССР, не входящих в СНГ;
- граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях, органах иностранных государств, с которыми заключены международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
С учетом того, что истец не переводился из Вооруженных сил Республики Казахстан в Вооруженные Силы РФ, что проходил военную службу в воинских частях военно-воздушных сил как СССР, а после распада СССР - в воинских частях Объединенных Вооруженных Сил стран СНГ, дислоцированных на территории Республики Казахстан (Казахской ССР), в частности, в 157 отдельном транспортно-боевом вертолетном полку (ОТБВП) 73 воздушной армии РФ, а также в 157 ОТБВП в составе войск 32-й (впоследствии 40-й) армии, а впоследствии в 157 ОТБВП Военно-воздушных сил Республики Казахстан, то время его службы в вооруженных силах Республики Казахстан при расчете процентной надбавки за выслугу лег не учитывается, и размер процентной надбавки за выслугу лет приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является законным и обоснованным и конституционных прав заявителя отказ не нарушает.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 года о военном сотрудничестве, на который ссылается апеллянт в своей жалобе, не подлежит применению, поскольку по своему юридическому действию нормы договора распространяются на воинские формирования, включающие соединения, части, организации и объекты, имеющие на своем вооружении или хранении стратегическое ядерное оружие, и части, обеспечивающие их функционирование, а также части и соединения Вооруженных Сил Республики Казахстан и Вооруженных Сил Российской Федерации, которые выделяются Сторонами для решения задач совместной обороны. Руководствуясь договором о военном сотрудничестве между РФ и Республикой Казахстан в Москве 20.01.1995 г. было подписано соглашение о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан. Соглашение создает правовую основу для временного пребывания воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Казахстан и связанной с этим координации деятельности правоохранительных органов. Воинские формирования Российской Федерации осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами и другими нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением допускалось присутствие ограниченного контингента военнослужащих граждан РФ, проходивших военную службу на территории государства - участника соответствующего договора. Как следует из материалов дела, СЮЮ в спорный период состоял на службе в вооруженных силах Республики Казахстан. Таким образом, оснований для зачета спорного периода для назначения процентной надбавки за выслугу лет апеллянту не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 27 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СЮЮ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.