Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Нурмиева М.М. и Мигуновой О.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда
г. Казани от 09 декабря 2014 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Обязать Кабинет Министров Республики Татарстан вне очереди предоставить несовершеннолетнему ребенку-инвалиду Бердникову Л.Е., состав семьи 3 человека, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 36,1 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в населенном пункте г. Казань, с учетом права на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты площадью не более 18 кв. м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Верховой И.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Бердниковой Е.А. и ее представителя Годяева В.В., Бердникова Е.С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бердникова Е.А. в интересах несовершеннолетнего Бердникова Л.Е., обратилась в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что в настоящее время, истица со своей семьей, сыном - Бердниковым Л.Е.,
09 января 2010 года рождения, и мужем - Бердниковым Е.С. проживают и зарегистрированы в общежитии по "адрес", с жилой площадью 12,20 кв. м, 17,9 кв. м с местами общего пользования. Совокупный уровень обеспеченности на одного человека составляет 5,97 кв. м. Сын истицы является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, по заболеваниям "данные изъяты". В связи с этим распоряжением руководителя МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани" от 13 октября 2014 года
N 1376р семья Бердниковых поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Поскольку вопрос обеспечения Бердникова Л.Е. жильем не разрешен, истица просила суд возложить на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность предоставить Бердникову Л.Е. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в населенном пункте г. Казань, с учетом права на дополнительную площадью в виде отдельной комнаты не более
33 кв. м.
Представитель ответчика - Кабинета Министров Республики Татарстан Верхова И.А. иск не признала.
Представитель третьего лица - ИК МО г. Казани в суд не явился.
Представитель третьего лица - МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани" Алимбаева Д.Х. с иском не согласилась.
Третье лицо - Бердников Е.С. с иском согласился.
Суд иск удовлетворил частично и вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - Верхова И.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом ошибочно применено жилищное законодательство, регламентирующее порядок обеспечения жильем инвалидов. Так, представитель ответчика в жалобе указывает, что Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок обеспечения инвалидов жильем путем предоставления им жилых помещений из фонда социального использования на основании договора безвозмездного пользования, а не на условиях социального найма. Кроме того, в жалобе указано на наличие у инвалидов права на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии с действующим республиканским нормативно-правовым регулированием рассматриваемых правоотношений.
Представители третьих лиц - ИК МО г. Казани, МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов районов ИК МО г. Казани" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч.ч. 2. 3. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с ч. 2. ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что сын истицы Бердников Л.Е., 26 февраля 2010 года рождения, является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена с 16 июля 2013 года.
Согласно справке Республиканской клинической психиатрической больницы им. Академика В.М. Бехтерева, от 27 ноября 2012 года Бердников Л.Е. подпадает под действие п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, а также подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Распоряжением руководителя МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г. Казани" от 13 октября 2014 года
N 1376р "О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма" Бердникова Е.А. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с семьей в составе трех человек (в том числе супруг и сын-инвалид), как имеющая право на предоставление жилой площади по договору социального найма. Данным распоряжением также установлено, что семья истицы зарегистрирована в комнате N 1 жилой площадью 12,20 кв. м, с местами общего пользования - 17,9 кв. м, по "адрес". Данная комната на основании договора купли-продажи комнаты от 30 марта 2011 года находится в общей долевой собственности супругов по ? доле в праве, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30 декабря 2013 года.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска Бердниковой Е.А., суд первой инстанции указал на наличие установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для возложения на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанности по обеспечению сына истицы жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, с учетом права на дополнительную площадь, поскольку семья истицы органом местного самоуправления поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а Бердников Л.Е. страдает тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января
2005 года, законодательством Республики Татарстан до настоящего времени не регламентирован.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Так, в силу пунктов "к", "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Одновременно решение вопросов социальной поддержки инвалидов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля
1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что Кабинет Министров Республики Татарстан наделен полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 23 июля 2014 года N 69-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в соответствии с положениями статей 2, 3 которого в новой редакции, а также статьей 8.2 предусмотрено, что меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных статьей 8.2 настоящего Закона, производятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период уполномоченному Кабинетом Министров Республики Татарстан органу исполнительной власти Республики Татарстан.
Инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
С учетом приведенных выше норм материального права, судебная коллегия считает, что порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время урегулирован специальным законом, изданным в Республике Татарстан по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, и предусматривает предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения, а не жилого помещения на условиях социального найма.
При таком положении, правовых основании для удовлетворения исковых требований Бердниковой Е.А. к Кабинету Министров Республики Татарстан о предоставлении вне очереди несовершеннолетнему ребенку-инвалиду Бердникову Л.Е. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, п. 4 ч. 1 ст. 330, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 09 декабря 2014 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Бердниковой Е.А. в интересах несовершеннолетнего Бердникова Л.Е. к Кабинету Министров Республики Татарстан о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.