Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К и Королевой Е.В.
при секретаре Чондановой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полещука В.С. об оспаривании решения органа местного самоуправления по апелляционной жалобе администрации Черниговского района на решение Черниговского районного суда Приморского края от 12 декабря 2014 года, которым заявление удовлетворено, признан незаконным отказ администрации Черниговского района от 30 сентября 2014 года N и обязать администрацию Черниговского района предоставить Полещуку В.С. в аренду земельный участок с кадастровым номером N для обслуживания объектов автомобильного транспорта.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснение представителя Полещука В.С. - Марусенко Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полещук В.С. обратился в суд с названным заявлением, указав, что 1 июля 2014 года в администрацию Черниговского района им подано заявление о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством, земельного участка, расположенного примерно в 230 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом N, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес", площадью 5414 кв.м, для обслуживания объектов автомобильного транспорта. Администрацией Черниговского района издано постановление от 15 августа 2014 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка Полещук B.C.", согласно которому Полещук B.C. осуществил работы по постановке земельного участка на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от 8 сентября 2014 года N. После постановки земельного участка на кадастровый учет заявитель предоставил в администрацию Черниговского района кадастровый паспорт. Письмом от 30 сентября 2014 года N администрация Черниговского района отказала в предоставлении земельного участка заявителю в связи с резервированием земельного участка для муниципальных нужд (строительство объекта "водоснабжение с.Черниговка из скважинного водозабора"). Считает отказ противоречащим действующему законодательству. Отношение отдела не может рассматриваться в качестве возможного основания для отказа администрацией Черниговского района в предоставлении земельного участка. Просит признать отказ администрации Черниговского района незаконным, обязать администрацию Черниговского района подготовить и выдать распоряжение о предоставлении Полещуку B.C. в аренду земельного участка сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством, расположенного примерно в 230 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом N, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес", площадью 5414 кв.м, для обслуживания объектов автомобильного транспорта.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель администрации Черниговского района возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что земельный участок необходим для строительства скважины и водовода для муниципальных нужд.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация Черниговского района, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, полагает, что решение суда подлежит отмене в связи неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Суд, удовлетворяя требования, исходил из того, что администрацией Черниговского муниципального района нарушен порядок принятия оспариваемого решения, предусмотренный п.2.8.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность, утвержденного постановлением администрации Черниговского муниципального района от 18 июня 2012 года N 394-па.
Между тем, органы местного самоуправления наделены правом резервировать земли в целях решения публичных задач, в том числе в целях устойчивого развития территорий, развития инфраструктур.
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не представленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
К числу случаев, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, относятся случаи, связанные с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 561, решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся резервирование земель и изъятие земельных участков для муниципальных нужд. Решение этих вопросов в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2010 года N 1092 (ред. от 02.05.2013) утверждена федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, за счет которой подлежит реализация развития жилищно-коммунального комплекса, ориентированного на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде.
Реализация задач Программы осуществляется, в том числе, в модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как следует из материалов дела, Полещуку В.С. постановлением администрации Черниговского района от 15 августа N утверждена схема расположения земельного участка в аренду площадью 5414 кв.м для обслуживания объектов автомобильного транспорта.
Постановлением администрации Черниговского района от 19 ноября 2014 года N вид разрешенного использования земельного участка, в отношении которого утверждена схема, изменен для строительства объекта "Водоснабжение с. Черниговка из скважинного забора".
Таким образом, органом местного самоуправления принято постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка в целях решения публичных задач и реализации федеральной программы.
Учитывая, что утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов, предшествующих решению вопроса, связанного с предоставлением земельного участка, то обращение с заявлением о предоставлении земельного участка до принятия соответствующим органом решения о его предоставлении, не наделяет обратившееся лицо какими-либо правами на него.
Суд, принимая решение, возложил обязанность предоставить заявителю земельный участок в аренду вне процедуры, предусмотренной земельным законодательством, подменив компетенцию органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками. Сам акт об утверждении схемы расположения земельного участка не является безусловным основанием к принятию решения о предоставлении земельного участка.
Поскольку вид разрешенного использования изменен, решение о возложении обязанности на орган местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка является неисполнимым ввиду несоответствия разрешенного вида использования земельного участка целям, для которых он испрашивается.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании части 4 статьи 258 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 12 декабря 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым Полещуку В.С. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.