Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 марта 2015 г. по делу N 33-140/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Басова А.И.,
судей: Объектова Е.Л.,
Пестуновича В.И.,
при секретаре Шаломановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Карпухина С.В. на решение Псковского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2014 года по заявлению военнослужащего войсковой части 64044 подполковника Ипатова Александра Анатольевича об оспаривании решения начальника отделения федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Псковской области - г. Псков (далее -ЗРУЖО), связанного с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения месту жительства.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Ипатов, проходящий военную службу в в/ч 64044 в г. Пскове, 14 октября 2014 года обратился в ЗРУЖО с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
Решением ЗРУЖО от 24 ноября 2014 года N 60-14/2014/29 Ипатову отказано в постановке на указанный учет на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ и п.14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в связи с непредставлением документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В частности, по мнению ЗРУЖО, Ипатов должен был представить документы о планируемом увольнении его с военной службы.
Полагая свои права нарушенными, Ипатов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать это решение ЗРУЖО незаконным, обязав ЗРУЖО повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда действия ЗРУЖО признаны законными и обоснованными, а в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Карпухин С.В. выражает несогласие с принятым решением и указывает, что при разрешении дела суд неправильно применил нормы материального права.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п.п.1, 5 приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", он указывает, что в случае, если военнослужащий не представил всех документов для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, уполномоченный орган должен был приостановить рассмотрение заявления с направлением военнослужащему и командиру войсковой части уведомления с предложением предоставить в указанный орган недостающие документы.
Вместе с тем, таких действий ЗРУЖО не произвело, что является основанием для отмены принятого решения, как вынесенного с нарушением установленного порядка.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что в соответствии пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нормами постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", справка о планируемом сроке увольнения обязательна для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, выслуга лет на военной службе которых составляет менее 20 лет.
Так как общая продолжительность военной службы Ипатова составляла 20 лет и 3 месяца, о чем имелись сведения у ЗРУЖО, для разрешения вопроса о постановке на жилищный учет по избранному месту жительства справка о предстоящем увольнении не требовалась.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
По делу установлено, что первый контракт о прохождении военной службы Ипатов заключил 30 сентября 1995 года, будучи курсантом военного училища, после окончания которого в 1999 году проходил военную службу непрерывно. На момент его обращения с заявлением в октябре 2014 года в ЗРУЖО общая продолжительность его военной службы составляла 20 лет и 2 месяца в календарном исчислении.
Таким образом, Ипатов относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, однако в связи с достижением выслуги лет на военной службе более 20 лет, приобрел право на обеспечение жильем, в том числе по договору социального найма, по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, в том числе и по избранному месту жительства, этой категории военнослужащих регламентирован нормами постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", которым утверждены соответствующие Правила.
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении он подает в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению к указанным Правилам с указанием избранного постоянного места жительства. К заявлению должен быть приложен определенный перечень документов.
Вместе с тем, из представленного в суд Ипатовым заявления в ЗРУЖО от 8 октября 2014 года, видно, что он обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", как военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1998 года.
Форма, содержание указанных заявлений, и перечень прилагаемых к ним документов имеют существенные различия.
Так, обязательными документами, прилагаемыми к заявлению по форме согласно приложению к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, в отличие от документов, прилагаемых к заявлению, подаваемому в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, являются, в частности, выписки из послужного списка, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Из заявления Ипатова видно, что он указал, что является увольняемым в 2014 году, однако ни послужного списка, ни справки о предстоящем увольнении в ЗРУЖО не представил. При этом о наличии обстоятельств, не зависящим от военнослужащего, препятствующим получению этих документов, он не указал, документы, свидетельствующие о невозможности их получения в соответствии с п. 4 Правил, не представил.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, Ипатов обращался в ЗРУЖО именно как увольняемый с военной службы, в связи с этим наличие справки об общей выслуге лет не освобождало заявителя от предоставления других документов о прохождении военной службы, а также сведений о предстоящем увольнении с военной службы.
Отсутствие этих документов не позволяло ЗРУЖО в полной мере оценить достоверность заявленных Ипатовым сведений и разрешить вопрос о наличии права Ипатова на постановку на жилищный учет по избранному месту жительства.
Ссылку автора апелляционной жалобы на положения п.п.1, 5 приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" о том, что уполномоченный орган должен был приостановить рассмотрение заявления с направлением военнослужащему и командиру войсковой части уведомления с предложением предоставить в указанный орган недостающие документы, окружной военный суд признает беспредметной, так как указанный нормативный акт не регулирует отношения, связанные с постановкой на жилищный учет военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями.
Окружной военный суд отмечает, что порядок и основания признания нуждающимися в получении жилых помещений различных категорий военнослужащих (военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и после этой даты) законодателем четко разграничены, включая форму обращения с заявлением о признании нуждающимся в получении жилья.
В связи с этим, обращение военнослужащего с заявлением о постановке на жилищный учет в ненадлежащей форме или в ином порядке, исключает возможность принятия решения уполномоченным органом решения о постановке его на такой учет.
О законности такой дифференциации в формах и порядке обеспечения жильем указанных категорий военнослужащих указано в Определении Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 694-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбина Максима Леонидовича на нарушение его конституционных прав абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах, ссылка ЗРУЖО на факт непредоставления Ипатовым документов, подтверждающих его право состоять на жилищном учете по избранному месту жительства, как на основание для отказа в постановке на жилищный учет, является правильной и соответствует положениям п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Гарнизонный военный суд обоснованно указал, что наличие такого решения ЗРУЖО не препятствует Ипатову А.А. повторно в надлежащем порядке обратиться в уполномоченный жилищный орган с новым заявлением с тем же вопросом.
Поскольку иных доводов к отмене оспариваемого судебного постановления в апелляционной жалобе не приведено, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2014 года по заявлению Ипатова Александра Анатольевича об оспаривании решения начальника отделения федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Псковской области - г. Псков от 24 ноября 2014 года об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.