Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Пронченко И.Е.,
судей: Михеевой С.Н., Быковой С.В.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. апелляционную жалобу Ракитиной Н.Г., Ракитиной Т.И., Ракитина В.В., Дмитриевой М.В., Тихоновой В.В. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 06 октября 2014 г. по делу по заявлению Ракитиной Н. Г., Ракитиной Т. И., Ракитина В. В., Дмитриевой М. В., Тихоновой В. В. к Администрации г. Кемерово о признании недействительным постановления об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
Ракитина Н.Г., Ракитина Т.И., Ракитин В.В., Дмитриева М.В., Тихонова В.В. обратились в суд с заявлением к Администрации г. Кемерово о признании недействительным постановления об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд.
Требования мотивированы тем, что 08.05.2014 г. главой Администрации г. Кемерово В.К. Ермаковым было принято постановление N 1135 об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд во исполнение решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 02.11.2011 г. N 74 "О муниципальной адресной программе по развитию застроенной территории в границах микрорайона N 7Б Центрального, района г. Кемерово", постановления Администрации г. Кемерово от 22.11.2011 N 149 " О развитии застроенной территории в границах микрорайона N 7Б Центрального района г. Кемерово" с целью строительства и (или) реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры муниципального значения, в соответствии с проектом планировки (после корректировки) и проекта межевания (после корректировки) градостроительных планов земельных участок в составе проекта межевания (после корректировки) территории микрорайона N 7Б Центрального района г. Кемерово утвержденных постановлением Администрации г. Кемерово N 1740 от 06.06.2013 г.
Об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд они были извещены Администрацией г. Кемерово 22.05.2014 г.
Считают постановление об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд незаконным, нарушающим их права и свободы по следующим основаниям. Право собственности на земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес" зарегистрировано в установленном законом порядке в равной долевой собственности ( "данные изъяты" доля ) за Ракитиной В.В., за Ракитиной М.В., за Ракитиной Н.Г., за Ракитиной Т.И., за Ракитиным В.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на земельный участок от 12.11.2009 г. Право собственности на индивидуальный гараж, общей площадью "данные изъяты" кв.м, находящийся по адресу: "адрес" зарегистрировано в установленном законом порядке в равной долевой собственности ( "данные изъяты" доля) за Ракитиной В. В., за Ракитиной М. В., за Ракитиной Н. Г., за Ракитиной Т. И., за Ракитиным В. В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на индивидуальный гараж от 17.12.2009г. Право собственности на жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м., находящийся но адресу: "адрес" зарегистрировано в установленном законом порядке в равной долевой собственности ( "данные изъяты" доля) за Ракитиной В. В., за Ракитиной М. В., за Ракитиной Н. Г., за Ракитиной Т. И., за Ракитиным Виктором Владимировичем, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.06.2001 г. выданное на основании договора купли-продажи жилого дома от 29.05.2001 г. Постановление об изъятии нарушается их конституционное право на охрану собственности (ст. 35 Конституции РФ).
В оспариваемом Постановлении не содержатся сведений о том, каким способом Администрация г. Кемерово планирует изымать земельные участки. В п. 1 Постановления имеется указание на то, чтобы "Изъять для муниципальных нужд города Кемерово земельные участки и жилые помещения согласно приложению", из п. 2.3 Постановления также не следует конкретных сведений о сущности соглашений. Нет указания на то, каким способом будет осуществляться изъятие (безвозмездно, путем выкупа и т.д.), какие мероприятия будут проведены при изъятии земельных участков, и будет ли иметь место компенсация, как того требует положения ч. 1 ст. 279 ГК РФ и положения ч. 3 ст. 35 Конституции РФ и ст. 63 ЗК РФ. Не решен также вопрос, об изъятии другой недвижимой собственности, которая не относится к жилым помещениям, (ч. 1 ст. 239 ГК РФ). В Постановлении указано на изъятие жилых помещений, однако отсутствуют какие-либо сведения подтверждающие необходимость изъятия земельного участка одновременно с жилыми помещениями и обоснование прекращения права собственности на другое недвижимое имущество, в нашем случае -индивидуального капитального гаража (ч. 1 ст. 239 ГК РФ).
В Постановлении не содержится обоснование необходимости и цели изъятия именно указанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома. По смыслу ч. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Так, из Постановления не следует, для какой конкретной цели изымается земельный участок. Из смысла формулировки " ... , в целях строительства и (или) реконструкции объектов ... ", невозможно сделать однозначный вывод будет ли построен какой - либо новый объект, либо реконструирован уже имеющийся объект, при таких обстоятельствах соответственно исключительность изъятия теряет смысл, а нуждаемость муниципалитета в данном земельном участке отсутствуем
В Постановлении указан общий список земельных участков, подлежащих изъятию, без указания на то, для какой цели изымается каждый из них, с учетом не сформулированной цели, невозможно признать изъятие законным и обоснованным. Поскольку в соответствии со ст. 49 ЗК РФ закреплена обязанность стороны доказать отсутствие других вариантов размещения объектов, кроме как на данном земельном участке, и учитывая, что цель изъятия не сформулирована в оспариваемом Постановлении, полагают, что Администрацией г. Кемерово другие варианты размещения своих объектов даже не рассматривались. По смыслу ст. 49 ЗК РФ должны быть проведены инженерные изыскания либо исследования в равных вариантах, что в последующем повлечет изъятие именно данного земельною, участка, при отсутствии других возможных вариантов. Кроме того, инженерными изысканиями должно подтверждаться, что земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м., в том числе и той его части, на которой расположен жилой дом и индивидуальный капитальный гараж, является единственно возможным местом размещения предполагаемого объекта. Уверены, что данными сведениями Администрация г. Кемерово до принятия Постановления не располагала.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 ГК РФ "Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной Администрацией муниципального района и реализуемыми в счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной Администрации муниципального района, или в установленном местной Администрацией муниципального района порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета или инвестиционными программами организации коммунального комплекса". Согласно п. 2.1.5. договора о развитии застроенной территории от 17.01.2012 г. между Администрацией г. Кемерово и застройщиком "СДС-Строй" "Застройщик обязуется передать в муниципальную собственность законченные строительством объекты инженерной, коммунально-бытовой, социальной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории". В связи с чем, поскольку изъятие земельных участков осуществляется для муниципальных нужд, соответственно финансирование должно осуществляется за счет местного бюджета, а не за счет коммерческой организации. В соответствии с Постановлением, изъятие земельных участков осуществляется в соответствии с проектом планировки (после корректировки) и проекта межевания (после корректировки) градостроительных планов земельных участков в составе проекта межевания (после корректировки) территории микрорайона N 7Б Центрального района г. Кемерово, утвержденных постановлением Администрации г. Кемерово N 1740 от 06.06.2013 г. Перечень земельных участков подлежащих изъятию для муниципальных нужд указан в приложении к Постановлению, адреса и кадастровые номера обозначены в перечне. В данный список также входит земельный участок, принадлежащий им на праве собственности с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м. Ссылка Администрации г. Кемерово на Постановление от 06.06.2013 г. N 1740 указывает на перечень земельных участков, входящих в проект межевания, их кадастровые номера, а также тех самых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, которые Администрацией отнесены под понятие "муниципальные нужды". Согласно приложениям N1 и 2 земельные участки и присвоенные им кадастровые номера, подлежащие застройке "объектами муниципального значения" не совпадают с перечнем земельных участков и персональным кадастровым номером, изымаемых у них для муниципальных нужд согласно оспариваемого Постановления Администрации г. Кемерово, в связи с чем необоснованно изъятие земельного участка, поскольку проектом планировки и межевания не запланировано размещение указанных объектов на их земельном участке. Согласно генерального плана застройки, который предоставлялся представителями Администрации г. Кемерово при утверждении проекта планировки, на данном земельном участке запланирована зеленая зона, что по определению не подпадает под понятие "муниципальные нужды".
Согласно постановлению Администрации г. Кемерово N 1740 от 06.06.2013 г. для размещения выше указанных объектов используются земельные участки с кадастровыми номерами: 42:24:0501009:781, 42:24:0501009:780, 42:24:0501009:787, которые ранее, согласно постановлению Администрации г. Кемерово от 22.11.2011г. N 149 предоставлялись под многоэтажное строительство. В связи с чем возникает вопрос необходимости изъятия земельного участка, если указанные объекты, подпадающие под понятие "муниципальные нужды" размещаются на других земельных участках, которые ранее предоставлялись под многоэтажное строительство. Своим Постановлением Администрация г. Кемерово вводит собственников в заблуждение относительно правомерности и законности изъятия земельных участков.
Кроме того, в силу ст. 1 пункта 20 ГК РФ "Объектами местного значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений и городских округов. Виды объектов местного значения перечислены в п. 1 ч. 3 ст. 19 и п. 1 части 5 ст. 23 ГК РФ. Виды объектов местного значения подлежат отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта РФ. Учитывая данное положение невозможно отнести выше перечисленные объекты к объектам муниципального значения, поскольку имеют только лишь межквартальное, функциональное значение и необходимы для обслуживания жилого района. В частности, из Постановления следует размещение на изъятых земельных участках транспортной инфраструктуры, которая имела бы муниципальное значение, однако, обозначения на плане застройки территории (обозревалась представителями Администрации), свидетельствуют о том, что автодорога размещена в пределах населенного пункта (п. б ч. 3 ст. 19 ГК РФ), помимо этого имеет обозначения стоянок. Данные обстоятельства He-позволяют признать данные объекты объектами местного значения.
Считают, что в оспариваемом Постановлении Администрации г. Кемерово отсутствует обоснование невозможности использования земельного участка без прекращения права собственности на недвижимое имущество, как на жилой дом, так и на индивидуальный капитальный гараж.
Просят суд признать недействительным постановление Администрации г. Кемерово от 08.05.2014 г. N 1135 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N и жилою помещения., по адресу: "адрес".
Взыскать с Администрации г. Кемерово судебные расходы в пользу Ракитиной Н. Г. "данные изъяты" рублей госпошлины, за составления искового заявления "данные изъяты" рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 06 октября 2014 года постановлено:
В удовлетворении требований о признании недействительным постановление Администрации г. Кемерово от 08.05.2014 г. N 1135 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N и жилого помещения по адресу: "адрес" - отказать.
В апелляционной жалобе Ракитина Т.Н., Ракитина Н.Г., Ракитин В.В., Дмитриева М.В., Тихонова В.В. просят решение суда отменить, указывая, что решение суда является точной копией письменного отзыва Администрации г. Кемерово, со всеми неточностями и техническими ошибками (указано ст. 381 ГК РФ вместо ст. 281 ГК РФ, вместо только гаража, указано баня, гараж, погреб и т.д.), что указывает на то, что суд фактически не оценивал и не анализировал доказательства, представленные ими, решение не содержит выводы о том, почему судом отвергаются те или иные доказательства, и принимаются во внимание другие, многие существенные обстоятельства, на которые мы указывали судом не мотивированы и не дана им правовая оценка, что повлияло на вынесение незаконного и необъективного решения. Суд грубо нарушил нормы материального права, применил нормы, которые не только не подлежат применению, но и исказил в решении диспозицию применяемой нормы. Их представитель ФИО14 подготовила речь в защиту интересов в письменной форме и передала суду для приобщения к материалам дела. Однако, при ознакомлении в материалах дела данного документа не оказалось. Не оказалось также в материалах дела приобщаемого в ходе судебного процесса нормативного документа- Положения о территориальном планировании.
Применяя п. 3.1.1 договора о развитии застроенной территории от 17.01.2012 г. суд не учел, что речь идет о многоквартирных домах, к рассматриваемому делу не относится, соответственно договор о развитии застроенной территории от 17.01.2012 г. судом по данному делу в этой части применен быть не может. Не может быть применен и п. 2.1.3 в рамках данного договора по тем же основаниям, а также в нарушение процедуры особого порядка бюджетного финансирования в случае изъятия для государственных и муниципальных нужд (п.2 ч.1 ст. 26 ГрКРФ). При этом в рамках данного договора у Администрации не возникает обязанности по изъятию имущества для муниципальных нужд. Cуд не принял во внимание доводы о том, что формальная сторона Постановления N 1135 от 08.05.14 г. не соответствует требованиям законодательства РФ, а именно ст. 35 Конституции РФ, ст.ст. 49,55 ЗК РФ, ч. 1 ст. 279 ГК РФ. Вместе с тем формулировка "Изъятие путем выкупа земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд", предусмотренная положениями ч. 1 ст. 279 Г РФ в тексте Постановления N 1135 отсутствует. При этом суд указывает, что действующим законодательством РФ не предусмотрено иных вариантов кроме как путем выкупа. Не согласны с выводами суда о том, что земельный участок и жилой дом подлежит одновременному и полному изъятию на основании ч. 4 ст. 35 ЗК РФ и п. 8 ч. 3 ст. 46.2 ГрКРФ, поскольку они основаны на неправильном толковании материального закона. Вопросы изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регулируются следующими нормами законодательства ст. ст. 239, 279, 280, 281. 282 ГК РФ, главой VII ст. ст. 49, 55, 63 ЗК РФ и касаются оснований прекращения и ограничения прав на землю, тогда как главой V ст. 35 ЗК РФ регулируется возникновение права на землю. Часть 4 ст. 35 ЗК РФ предполагает отчуждение здания, строения, сооружения вместе с земельным участком, на котором находится отчуждаемое здание, т.е под ним. Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 273, 552 ГК РФ, при этом данные нормы ничего общего не имеют с изъятием всего земельного участка и находящегося на нем жилого дома.
Считают, что изъятие земельного участка для размещения объекта должно иметь место при отсутствии других возможных вариантов размещения и при точном соблюдении закона ст. 49 ЗК РФ не наделяет Администрацию г. Кемерово полномочиями допускать нарушения закона и кассационная инстанция Кемеровского областного суда, которая вынося постановление от 13.01.2014 г. по делу N 44 г.-101, руководствовалась гражданским и земельным законодательством (ст. ст. 279-283 ГК РФ, ст.ст. 9-11, 49,55,61,63 ЗК РФ).
Судом не была дана оценка их доводам о том, какой объект в действительности будет размещаться на их земельном участке. Администрация г. Кемерово намеренно вводит суд в заблуждение относительно инженерных коммуникаций, поскольку очевидно, что земельный участок с кадастровым номером N определен проектом под N 20. По проекту на земельном участке будет располагаться многоквартирный жилой дом и поликлиника, следовательно, фактически на их земельном участке будут располагаться объекты, которые не относятся к объектам муниципального значения. Из схемы планировки и межевания (л/д 26) следует, что п. 65 приложения N 1 по проекту имеет вид дороги, касаясь нашего земельного участка частично. Однако и это обстоятельство не является основанием для изъятия.
Также суд не отразил в своем решении и не дал оценки их доводам о том, что со стороны Администрации г. Кемерово отсутствует обоснование невозможности использования земельного участка без прекращения права собственности на недвижимое имущество, предусмотренного ч. 1 ст. 239 ГК РФ. Более того, Администрация г. Кемерово затруднилась пояснить какие правовые основания возникли у нее на сегодняшний день для изъятия вспомогательного объекта - гаража, который тоже находится в их собственности и не охватывается Постановлением об изъятии N 1135 от 08.05.2014 г., поскольку в нем идет речь о земельном участке и жилом помещении, при этом данный вспомогательный объект к жилому помещению не относится. Более того, отсутствуют основания для прекращения прав на недвижимое жилое имущество, поскольку со слов представителя Администрации г. Кемерово, линейными объектами будет охватываться только часть земельного участка, соответственно использование земельного участка для тех целей, для которых он изымается возможно и без прекращения прав собственности на недвижимое имущество.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителей ФИО14, действующую на основании доверенностей от 20.08.2014 года, поддержавшей доводы жалобы, представителя Администрации г. Кемерово ФИО15, действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года N, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие или бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов) государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 2.11.2011г. Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение "О муниципальной адресной программе по развитию застроенной территории в границах микрорайона N7Б Центрального района г.Кемерово".
Согласно ч.1,2 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
На территории указанного микрорайона расположен земельный участок с кадастровым номером N, жилой дом и гараж, принадлежащий заявителям.
Заявителям направлено уведомление о принятии указанного постановления 22.05.2014 г., что ими не отрицается.
По итогам открытого аукциона между администрацией города Кемерово и ООО "СДС-Строй" заключен договор от 17.01.2012 о развитии застроенной территории микрорайона 7Б Центрального района.
Администрацией города Кемерово принято постановление от 08.05.2014 г. N 1135 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд, которым постановлено: изъять для муниципальных нужд города Кемерово земельные участки и жилые помещения согласно приложению к настоящему постановлению. Управлению городского развития администрации города Кемерово обеспечить заключение с собственниками земельных участков и жилых помещений, указанных в приложении к настоящему постановлению, соглашений о порядке, сроках, условиях изъятия земельных участков и жилых помещений.
В состав жилых помещений и земельных участков, подлежащих изъятию, вошли земельный участок и жилой дом, принадлежащие заявителям.
В постановлении указано, что оно принято в соответствие со статьями 279, 281 ГК РФ, 49, 55 ЗК РФ, 32 ЖК РФ, ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ во исполнение решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 02.11.2011 г. N74 "О муниципальной адресной программе по развитию застроенной территории в границах микрорайона N7Б Центрального района г.Кемерово", постановления администрации г.Кемерово от 22.11.2011 г. N149 "О развитии застроенной территории в границах микрорайона N7Б Центрального района г.Кемерово", в целях строительства и (или) реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры муниципального значения в соответствии с проектом межевания (после корректировки) территории микрорайона N 7Б Центрального района г.Кемерово, утвержденных постановлением администрации г.Кемерово от 06.06.2013 г.
Постановление зарегистрировано в Управлении Росреестра по Кемеровской области в установленном порядке в качестве ограничения (обременения) прав собственников жилых помещений и земельных участков.
Согласно ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое решение принято в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ, не нарушает прав и свобод заявителя.
В тексте постановления отсутствует указание, что изъятие земельных участков и домов производится путем выкупа, однако закон, в соответствии с которым принято оспариваемое постановление предусматривает изъятие земельных участков и жилых помещений только путем выкупа.
Кроме того, действующее законодательство РФ не содержит требований к форме решения органа местного самоуправления об изъятии земельных участков и (или) жилых помещений для муниципальных нужд. Отсутствие данного указания не нарушает права заявителя, т.к. доказательств того, что земельный участок и жилой дом будут изыматься без их выкупа, не имеется.
Согласно ст.239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на земельном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.
В то же время в ст.239 ГК РФ установлена возможность изъятия земельного участка, а, следовательно, и недвижимого имущества на нем как для государственных, так и для муниципальных нужд путем выкупа.
Поэтому судебная коллегия считает, что принятие постановления об изъятии земельного участка и жилого дома, принадлежащих заявителям, не противоречит закону.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02 июля 2009 года судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Постановлением администрации города Кемерово от 06.06.2013 г. N-1740 утвержден проект планировки (после корректировки) и проект межевания (после корректировки) территории микрорайона N 7Б Центрального района города Кемерово, на территории которого находится жилое помещение и земельный участок заявителей.
Указанный документ был принят по результатам публичных слушаний, проведенных на основании постановления администрации города Кемерово от 03.04.2013 N 1024 "О назначении публичных слушаний по проекту планировки (после корректировки) и проекту межевания территории микрорайона N 7Б Центрального района города Кемерово", которое вместе со схемами проекта планировки (после корректировки) и проекта межевания территории микрорайона N 7Б Центрального района города Кемерово с перечнем земельных участков, входящих в проект межевания территории микрорайона N 7Б Центрального района города Кемерово было опубликовано в газете "Кемерово" и размещено на официальном сайте администрации города Кемерово в сети Интернет.
Согласно п. 6. постановления администрации города Кемерово от 03.04.2013 N 1024 письменные заявления и возражения по вопросу утверждения документации по планировке территории (проекта планировки (после корректировки), проекта межевания территории микрорайона N 7Б Центрального района города Кемерово, градостроительных планов земельных участков, входящих в состав указанного проекта межевания могли быть направлены по адресу: "адрес" - до 07.05.2013 включительно, что свидетельствует о том, что постановление администрации города Кемерово от 06.06.2013 N 1740, которым утвержден проект планировки (после корректировки) и проект межевания (после корректировки) территории микрорайона N 7Б Центрального района города Кемерово было принято с учетом мнения всех заинтересованных лиц.
Указанное постановление администрации города Кемерово является действующим. Именно в постановлении администрации города Кемерово от 06.06.2013 N 1740 определено, что часть земельного участка заявителя входит в состав территории, предназначенной для размещения линейных объектов микрорайона N 7Б Центрального района города Кемерово (пункт 65 Приложения N 1 к постановлению).
Данный факт отражен в автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, ведение которой является обязанностью управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово в силу действующего законодательства РФ и нормативно-правовых актов администрации города Кемерово.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения является вопросом местного значения городского округа.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрация г.Кемерово, принимая оспариваемое постановление, действовала в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства, а материалы дела не содержат доказательств нарушения прав заявителей, судебная коллегия считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ссылка на п. 3.1.1. договора, заключенного между администрацией города Кемерово и ООО "СДС-Строй" 17.01.2012 о развитии застроенной территории микрорайона 7Б Центрального района, согласно которого администрация города Кемерово обязана принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенные на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, не влияет на правильность решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 06 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ракитиной Н.Г., Ракитиной Т.И., Ракитина В.В., Дмитриевой М.В., Тихоновой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.