Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Мун Г.И.
судей: Ивановой Е.В., Самойловой Н.Г.,
при секретаре Пустовой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Волгограда Я.В.А.
на решение Центрального районного суда города Волгограда от 04 декабря 2014 года, которым частично удовлетворены исковые требования Д.Е.Г., действующей в своих интересах и интересах недееспособного З.В.В. к администрации г. Волгограда о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, заключить договор социального найма
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ивановой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Д.Е.Г., действующая в своих интересах и интересах недееспособного З.В.В., обратилась с иском к Департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что её сын З.В.В. является инвалидом детства, страдает тяжелым психическим расстройством, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. N378, имеет право на отдельную жилую площадь по состоянию здоровья.
Просит обязать Департамент по жилищной политике администрации Волгограда предоставить вне очереди ей и ее сыну, составом семьи два человека, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Волгограда, общей площадью не менее 32 кв.м., по договору социального найма, заключить договор социального найма.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Волгограда в лице действующего на основании доверенности Я.В.А., оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г. Волгограда по доверенности О.Ю.П., поддержавшую доводы жалобы, Д.Е.Г. и её представителя Г.А.К. , возражавших по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ N 817 от 21 декабря 2004 г. утвержден Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, где в пункте 2 указаны психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
В пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 г. указано хроническое психическое расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющими болезненными проявлениями.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в пункте 2 которых установлено, что основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются, в том числе проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
В соответствии с пунктом 6 данных Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Как следует из ст. 50 Жилищного Кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 15.06.2005 года N 19/342 (ред. от 02.07.2014 года) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде для семьи из 2 и более человек установлена в размере не менее 16 кв.м. общей площади на одного человека
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ - к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из материалов дела усматривается, что Д.Е.Г. является матерью З.В.В., 28.02.1989 года рождения, страдающего тяжелым психическим расстройством, являющегося инвалидом с детства второй группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 N 0006889402.
Решением Дзержинского районного суда от 24 апреля 2007 года З.В.В. признан недееспособным, опекуном является Д.Е.Г..
Истец и её сын зарегистрированы по адресу: "адрес", ком. 99, что подтверждается справкой МБУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" от 13.08.2014 года.
Согласно справке ГБУЗ "Волгоградский областной психоневрологический диспансер N1" от ДД.ММ.ГГГГ года, заболевание которым страдает З.В.В. попадает под действие Постановления Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также под действие Приказа N 330 Министерства Здравоохранения СССР от 28.03.1983 года (Приложение п.2) "Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этим заболеваниям на первоочередное получение жилой площади".
На основании постановления администрации г. Волгограда от 27.12.2013 года N 2102 "О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", составом семьи два человека, Д.Е.Г. включена в единый общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принятых на учет после 01.03.2005 года под N 1565, в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, под N 1143.
З.В.В. составом семьи один человек включен в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, имеющими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилых помещений, под N 63.
Однако отдельное благоустроенное жилое помещение вне очереди по договору социального найма З.В.В. не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал правильный вывод о наличии у З.В.В. права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Вместе с тем, судом правильно отказано в удовлетворении исковых требований Д.Е.Г. о возложении обязанности на ответчика предоставить жилое помещение на семью из двух человек, а также о возложении на ответчика обязанности заключения договора социального найма.
Предоставление инвалиду жилого помещения во внеочередном порядке является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма указанной категории лиц.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации Волгограда от 27.12.2013 N 2102 "О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", составом семьи 2 человека, Д.Е.Г. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включены: в единый общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принятых на учет после 01.03.2005, под N 1565; в список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, под N 1143.
Предоставление инвалиду жилого помещения во внеочередном порядке не предусматривает право членов семьи инвалида на внеочередное предоставление помещений по договору социального найма.
Учитывая, что федеральным законодательством не предусмотрено предоставление льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семьи указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежат.
Судом обоснованно отмечено, что право инвалидов на дополнительную жилую площадь предусмотрено законодательством в том числе в целях обеспечения возможности проживания с этими гражданами ухаживающих за ними лиц, что не лишает Д.Е.Г. права на обеспечение жилым помещением в порядке очередности.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 19.07.2006 N 1579 "О разграничении функций наймодателя муниципального жилищного фонда" функции наймодателя при заключении договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда от имени администрации Волгограда возложены на муниципальные учреждения жилищно- коммунального хозяйства районов Волгограда, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований истца о возложении на ответчиков обязанности заключения договора социального найма.
В части требований Д.Е.Г. о возложении обязанности на ответчика предоставить жилое помещение на семью из двух человек, а также о возложении на ответчика обязанности заключения договора социального найма решение суда не оспаривается лицами, участвующими в деле, в связи с чем не подлежит проверке.
Доводы жалобы о том, что внеочередное предоставление жилого помещения может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма разрешение требований о предоставлении больным, страдающими указанными заболеваниями, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 04 декабря 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Волгограда Я.В.А., действующего на основании доверенности - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.