Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,
при секретаре Крыловой Е.С.,
с участием прокурора Умновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2014 года в г.Саранске гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 02 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия, действующий в интересах Чурбановой А.А., обратился в суд с иском к Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование требований прокурор указал, что в связи со смертью Ч.Н.Н. и лишением Ч.А.А. родительских прав, Чурбанова А.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. На основании постановления Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 21 октября 2011 года Чурбанова А.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и включена в список на внеочередное получение жилья. Чурбанова А.А. воспитывается М.В.Н., у которой и зарегистрирована на жилой площади. В собственности какого-либо жилья не имеет. В настоящее время Чурбанова А.А. является студенткой "данные изъяты", срок обучения заканчивается в июле 2016 года.
Ссылаясь на нарушение ответчиком федерального и регионального законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просил обязать Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Чурбановой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 02 октября 2014 года исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах Чурбановой А.А. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцев П.С. ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что Администрация района не имеет полномочий по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан. Данным полномочием наделено Министерство образования Республики Мордовия. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В судебное заседание Чурбанова А.А., представитель Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представитель Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
Министерство образования Республики Мордовия представило в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор Умнова Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чурбанова А.А. родилась "дата", матерью которой является Ч.Н.Н., отцом Чурбанов А.А., что подтверждается свидетельством о рождении.
17 ноября 2008 года умерла мать истицы Чурбановой А.А., что подтверждается свидетельством о смерти.
На основании решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 апреля 2009 года отец истицы Ч.А.А. лишен родительских прав в отношении дочери Чурбановой А.А.
На основании Постановления Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 03 июня 2009 года за N 863 над несовершеннолетней Чурбановой А.А. установлено попечительство. Попечителем Чурбановой А.А. назначена "данные изъяты" М.В.Н.
Чурбанова А.А. зарегистрирована по адресу: "адрес", собственниками которой являются "данные изъяты" М.В.Н. и "данные изъяты" М.Н.А.
Согласно сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Чурбанова А.А. не имеет зарегистрированной недвижимости.
Постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 21 октября 2011 года N1698 Чурбанова А.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда
В настоящее время Чурбанова А.А. является студенткой "данные изъяты", срок обучения которой заканчивается в июне 2016 года
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Чурбанова А.А. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в частности после окончания пребывания в образовательном учреждении.
Поскольку Чурбанова А.А. до настоящего времени не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, то в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Чурбановой А.А. жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются правильными.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 года N 157, на который ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя, в том числе предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З).
Таким образом, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия, исходя из приведенных законоположений, считает, что Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, довод апелляционной жалобы в данной части не принимает во внимание.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 02 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Старцева П.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи Н.П. Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.