СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.
судей Машкиной И.М. и Головкова В.Л.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
с участием прокурора Ш.М.Г.
рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе ФКУ ИК- ... ГУФСИН России по ... на решение Воркутинского городского суда от 23 декабря 2014 года, по делу по иску ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... о возложении обязанностей, по которому постановлено:
Иск ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... о возложении обязанностей удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... , в срок до "Дата обезличена" установить квоту в два рабочих места для трудоустройства осужденных инвалидов и создать два рабочих места для осужденных инвалидов.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., заключение прокурора Ш.М.Г.., полагавшей решение подлежит отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
... прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском о возложении на ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... обязанности, в срок не позднее "Дата обезличена", установить квоту в два рабочих места и создать два рабочих места для трудоустройства осужденных-инвалидов. В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством в области занятости населения и социальной защиты инвалидов в ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... должно быть 2 рабочих места, как квота для трудоустройства осужденных инвалидов.
В суде прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... иск не признала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования суд, руководствуясь ст. 20, 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2004 N 276 "Об установлении квоты для приёма на работу инвалидов", исходил из того, что инвалидам в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны предоставляться гарантии трудовой занятости путем установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, вместе с тем ответчиком данные императивные нормы не исполняются, в связи с чем, на него как на работодателя осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, следует возложить обязанность установить квоту для трудоустройства осужденных инвалидов, из расчёта 2% от 125 мест среднесписочной численности работников, а именно 2 рабочих места.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статья 25 названного Закона предусматривает содействие работодателей проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе и на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В силу пункта 3 указанной статьи работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов и т.д.
Статьей 21 указанного Федерального Закона предусмотрено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Из содержания данных норм следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Согласно статья 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.
Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.
В силу части 3 статья 129 названного Кодекса труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (статья 9 УИК РФ) и обязанность (статьи 11, 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в том понимании, которое закреплено в статье 20 ТК РФ, не возникают.
Учитывая, что труд осужденных к лишению свободы носит специфический характер, осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в том понимании, которое закреплено в статье 20 ТК РФ, не возникают, то и оснований для отнесения ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... к числу работодателей, обязанных установить квоту для трудоустройства осужденных инвалидов, в соответствии с выше изложенным законодательством, не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ... городского суда от "Дата обезличена" года отменить, вынести по делу новое решение, по которому иск ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК- "Номер обезличен" ГУФСИН России по ... о возложении обязанности установить квоту в два рабочих места для трудоустройства осужденных инвалидов и создать два рабочих места для осужденных инвалидов -оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.