Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,
при секретаре Пузакиной К.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации муниципального образования "Барышский район" Чумаченко Д.В. на постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 декабря 2014 года, которым суд постановил:
Администрацию муниципального образования "Барышский район", фактический и юридический адрес: 433810, Ульяновская область, Барышский район, г. Барыш, ул. ***, ***, БИК ***, ИНН ***, КПП ***, р/с ***, ОГРН ***, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
УСТАНОВИЛ:
18.07.2014 государственным инспектором РФ по Ульяновской области, ведущим специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора Сёмочкиным И.А. составлен протокол об административном правонарушении N*** в отношении администрации муниципального образования "Барышский район" по ст.8.2 КоАП РФ.
Из протокола следует, что 22.05.2014 администрация муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее администрация МО "Барышский район", Администрация) допустила возгорание твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и строительного мусора на земельном участке, общей площадью 96 905 кв.м, в 2,5 км юго-восточнее п. З***, в 1 км северо-западнее д.N*** по ул. К*** на южной окраине г. Барыша, между лесным массивом и автомобильной дорогой "Барыш-Живайкино" в Барышском районе Ульяновской области, не организовав необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечив утилизацию и переработку ТБО.
Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.
Рассмотрев материалы дела по существу, судья Ленинского районного суда города Ульяновска вынес указанное выше постановление.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации муниципального образования "Барышский район" Чумаченко Д.В. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что администрация МО "Барышский район" приняла комплекс необходимых мер по организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования: разработаны и исполнены мероприятия по вывозу и утилизации ТБО, затрачены денежные средства из бюджета на экологические мероприятия, организован процесс сбора и вывоза ТБО с территории поселений, разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, подготовлена инвестиционная площадка с целью строительства предприятия глубокой автоматической сортировки ТБО с межмуниципальным полигоном, принята муниципальная программа по развитию системы коммунальной инфраструктуры МО "Барышский район" на 2011 - 2015 годы.
Администрация не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к деятельности администрации муниципального образования "Барышский район" в силу закона.
Процедура административного расследования не была оформлена административным органом надлежащим образом. Определение о продлении срока административного расследования от 27.07.2014 было издано позднее числа, до которого его продлили - 18.07.2014. Срок проведения административного расследования в нарушение ч.5 ст. 28.7 КоАП РФ составлял более 1 месяца. Определение о продлении срока административного расследования в адрес Администрации не высылалось.
Также указывает, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует ссылка на конкретные номы закона, которые были нарушены Администрацией. В протоколе не указано, какое конкретно правонарушение совершила Администрация. Возгорание отходов на территории свалки произошло в результате умышленного поджога мусора неизвестными лицами. По данному факту Администрацией был проведен комплекс по локализации очага возгорания, были задействованы пожарные машины и добровольные пожарные дружины для тушения очагов возгарания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника администрации МО "Барышский район" Чумаченко Д.В., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в вину администрации МО "Барышский район" вменено то, что 22.05.2014 она допустила возгорание твердых бытовых отходов и строительного мусора на земельном участке общей площадью 96 905 кв.м в 2,5 км юго-восточнее п.З***, в 1 км северо-западнее д.*** по ул.К*** на южной окраине г.Барыша, между лесным массивом и автомобильной дорогой "Барыш-Живайкино" в Барышском районе Ульяновской области, не организовав необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечив утилизацию и переработку ТБО, чем допустила бездействие по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологические требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Привлекая администрацию МО "Барышский район", судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии доказательств ненадлежащего осуществления Администрацией хозяйственной деятельности в области обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
При этом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению хозяйственной деятельности по обращению с отходами.
В материалах дела об административном правонарушении содержатся доказательства того, что администрация МО "Барышский район" в данном случае является органом, осуществляющим именно хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором, поскольку являясь юридическим лицом, наделенным властными полномочиями в отношении земельного участка, предназначенного для размещения свалки твердых бытовых отходов, имеет оборудованный на нем муниципальный объект (полигон) для размещения отходов.
При отсутствии на территории муниципального образования иных, в том числе, созданных или привлеченных субъектов, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, являются обязанностью самой администрации, которую она осуществляла ненадлежащим образом, что привело к причинению вреда окружающей среде. Так, из представленного сотрудниками филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" протокола результатов КХА атмосферного воздуха от 27.05.2014 N***, вместе с актом отбора проб N *** от 22.05.2014, следует, что в пробах воздуха допущено превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" с учетом дополнения N2 к ГН 2.1.6.1983-05.
До ноября 2013 года деятельность по обращению с отходами на рассматриваемом участке территории МО "Барышский район" осуществлял ИП Кузнецов И.Н. в соответствии с договором аренды. Данный индивидуальный предприниматель имел лицензию от 09.10.2008 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, со сроком действия до 09.10.2013. С момента прекращения действия указанного договора аренды, новый договор ни с кем не заключен.
Следовательно, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации МО "Барышский район" возникла обязанность по надлежащему содержанию принадлежащего ей объекта размещения ТБО.
О выполнении функций хозяйствующего субъекта в отношении полигона по хранению бытовых отходов свидетельствуют также следующие доказательства:
- Письмо председателя КУМИЗО МО "Барышский район" от 21.10.2013, адресованное главе администрации МО "Барышский район" о необходимости осуществления незамедлительных действий, поскольку отсутствие эксплуататора существующего полигона ТБО может привести к негативным экологическим последствиям;
- Распоряжение главы администрации МО "Барышский район" от 12.03.2014 N16-РА "Об организации мероприятий по консервации свалки ТБО г.Барыш", в соответствии с которым в целях ограничения несанкционированного доступа на существующий полигон ТБО, а также в целях недопущения образования несанкционированного размещения на данном полигоне бытового и строительного мусора и предупреждения возгорания мусора и загрязнения атмосферного воздуха заместителю главы - начальнику управления ТЭР, ЖКХ, строительства и дорожной деятельности администрации МО "Барышский район" поручено подготовить план мероприятий по консервации не действующего полигона ТБО, организовать ограничительные меры и контрольно-пропускной режим (установить шлагбаум на центральном въезде, организовать освещение подъездных путей, провести иные мероприятия по недопущению несанкционированного размещения отходов), а также рассмотреть вопрос об организации круглосуточного дежурства и охраны недействующего полигона ТБО.
Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на заместителя главы администрации МО "Барышский район".
Из всего изложенного следует, что обязанность по надлежащему содержанию объекта размещения бытовых отходов и мусора лежит на администрации МО "Барышский район" как на субъекте, осуществляющем хозяйственную деятельность в его отношении. При этом, материалами дела установлено, что в рассматриваемом случае Администрация допустила бездействие в части соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологические требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
При решении вопроса о размере административного наказания судья городского суда учел требования ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, финансовое и имущественное положение администрации МО "Барышский район", обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, не истек.
Нарушений норм законодательства об административных правонарушениях, влекущих отмену рассматриваемого постановления, по делу не допущено.
При вышеизложенных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что доводы жалобы о принятии администрацией МО "Барышский район" необходимых мер по организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования не имеют в рассматриваемом деле правового значения, поскольку свидетельствуют о выполнении ею властно-распорядительных функцией данного органа, тогда как в данном случае Администрация привлекается к ответственности за ненадлежащее осуществление хозяйственной деятельности в области обращения с отходами.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении содержит ссылки на нормы закона, которые были нарушены Администрацией, а также описание правонарушения, которое она совершила.
Довод защитника администрации МО "Барышский район" о том, что возгорание отходов на территории свалки произошло в результате умышленного поджога мусора неизвестными лицами, сам по себе, в рассматриваемом случае, исходя из диспозиции ст.8.2 КоАП РФ и обстоятельств правонарушения, правового значения не имеет.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, а жалобу защитника администрации муниципального образования "Барышский район" Чумаченко Д.В. - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.