Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Максимовой И.А., Нестеровой А.А.,
при секретаре Карлиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Бурмисовой И.В. к администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
поступившее по апелляционной жалобе истицы Бурмисовой И.В. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 17 ноября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бурмисовой И.В. к администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 25 марта 2014 года N 930 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета незаконным, признании Бурмисовой И.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности на администрацию ... сельского поселения поставить Бурмисову И.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истицы Бурмисовой И.В. - Пироговой О.З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурмисова И.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения от 25 марта 2014 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом
помещении, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Бурмисова И.В. как вдова участника Великой Отечественной войны ... , умершего ... года, имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"). Истица проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме ... года постройки, расположенном по адресу: ... Согласно исследованию N 1150-10/13, составленному ООО " ... " г.Чебоксары 18 октября 2013 года, принадлежащий истице жилой дом не пригоден для постоянного проживания, физический износ жилого дома составляет 70 %, в доме имеются ухудшения, связанные с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, основные несущие конструкции здания (стены, фундамент, крыша, полы) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих, этим отдельным элементам требуется полная замена, с полным демонтажом (монтажом) жилого дома, остальные несущие конструкции здания отнесены к категории ветхое. В связи с этим истица обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ей в этом было отказано, поскольку заключением межведомственной комиссии от 21 марта 2014 года жилой дом ... признан пригодным для проживания. Истица с таким решением ответчика не согласна в связи с тем, что выводы межведомственной комиссии противоречат фактическим обстоятельствам, комиссия не приняла во внимание выводы исследования ООО " ... ".
Истица Бурмисова И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном заявлении выразила согласие на рассмотрение дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы Бурмисовой И.В. - Пирогова О.З. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики Тимофеева О.В. в удовлетворении иска просила отказать, пояснив, что вопрос признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решается межведомственной комиссией, истицей пропущен срок для оспаривания
отказа администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.
Представитель третьего лица отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей Бурмисовой И.В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившейся в судебное заседание представителя истицы Пироговой О.З., признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Бурмисова И.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны ... , умершего ... года, в связи с чем имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно выписке из похозяйственной книги истица зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности доме ... , иных зарегистрированных в доме лиц не имеется. Общая площадь дома составляет ... кв.м.
10 марта 2014 года истица обратилась к главе администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от 25 марта 2014 года N 930 администрация ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики сообщила истице об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку согласно заключению межведомственной комиссии от 21 марта 2014 года N 2 принадлежащий истице дом N ... признан пригодным для проживания.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой
Отечественной войны, ветеранов боевых действий, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на учет для получения жилья является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Следовательно, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с законом Чувашской Республики также является нуждаемость в жилье.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, и проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения истицы с заявлением в администрацию ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики отсутствовали правовые
основания для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на получение жилой площади.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела, истица обратилась с заявлением в администрацию ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи из одного человека, так как она зарегистрирована и проживает в доме N ... , который является ветхим, и физический износ дома составляет 70 %.
Из имеющихся в деле документов следует, что истица зарегистрирована и проживает в доме N ... , принадлежащем ей на праве собственности, общая площадь дома составляет ... кв.м.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 6 марта 2014 года N 25, от 21 марта 2014 года N 2 жилой дом N ... признан пригодным для проживания.
В ходе рассмотрения данного дела по ходатайству представителя истицы судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению N 3-609-14 строительно-технической экспертизы, составленному ООО " ... " 18 сентября 2014 года, физический износ жилого дома N ... составляет 75 %.
Однако после получения заключения судебной строительно-технической экспертизы истица не обращалась в администрацию ... сельского поселения с повторным заявлением обследовать ее жилой дом.
При рассмотрении настоящего спора истицей не представлено доказательств того, что заключением межведомственной комиссии ее жилой дом признан непригодным для проживания.
Между тем, порядок признания жилых помещений непригодными для проживания в настоящее время установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. При этом вопрос о признании жилого дома пригодным либо непригодным для проживания законодательством отнесен к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 47 названного Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает одно из следующих решений: о признании жилого помещения пригодным для проживания; о необходимости
и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения; о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы, поскольку суд не является тем органом, в компетенцию которого входит решение вопроса о пригодности или непригодности жилого дома для проживания, решение такого вопроса является исключительной компетенцией межведомственной комиссии.
Таким образом, на момент принятия 25 марта 2014 года оспариваемого отказа в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствовало заключение межведомственной комиссии о непригодности для проживания жилого дома N ... , в котором она, кроме того, обеспечена общей жилой площадью свыше учетной нормы.
Изложенные обстоятельства препятствовали разрешению вопроса о признании истицы нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской, в связи с чем у администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики не имелось оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска Бурмисовой И.В., поскольку оспариваемый отказ органа местного самоуправления основан на представленных ею в администрацию документах и соответствует нормам жилищного законодательства, регулирующим вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет на получение жилья.
В апелляционной жалобе указано, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления был получен представителем истицы лишь 16 апреля 2014 года, в суд истица обратилась 8 июля 2014 года, в связи с чем истицей не пропущен срок для обжалования решения администрации ... сельского поселения об отказе в постановке истицы на учет для получения жилья.
Оценивая данные доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что они не являются основанием для отмены решения суда, в связи с чем не могут повлиять на окончательный вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, поскольку суд, разрешая спор по существу, отказал в удовлетворении иска не только по мотиву пропуска истицей трехмесячного срока на обжалование решения органа местного самоуправления, но и по мотиву отсутствия правовых оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда суждения суда первой инстанции о том, что истица в установленном законом порядке не признана малоимущей, поскольку в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" критерием постановки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на учет для улучшения жилищных условий является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства, независимо от их имущественного положения.
Исключая из мотивировочной части решения суда вышеуказанные суждения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что сами по себе эти суждения суда не повлияли по существу на правильность принятого судом решения, в связи с чем окончательный вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Бурмисовой И.В. является правильным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Бурмисовой И.В. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 17 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.