Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей краевого суда Погореловой Е.А.
Иванова А.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 10 марта 2015 года гражданское дело по иску Бондаренко Ю. А. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,
по апелляционной жалобе представителя истца
на решение Центрального районного суда г. Читы от 18 декабря 2014 года, которым постановлено исковые требования Бондаренко Ю. А. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Бондаренко Ю. А. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко Ю.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировал его следующим. В связи ампутацией нижних конечностей он является инвалидом с диагнозом - " "данные изъяты"". "Дата" г. Бондаренко Ю.А. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации приобрел протезы "данные изъяты" общей стоимостью "данные изъяты" рублей. "Дата" истец обратился в ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" с заявлением о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретё Н. технические средства реабилитации - протезы. В установленный Порядком, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2001 N 57н срок, компенсация уполномоченным органом истцу выплачена не была. Бондаренко Ю.А. просил суд взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" компенсацию за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в размере "данные изъяты" руб.
В ходе рассмотрения делав суде первой инстанции представитель истца Бондаренко А.О. исковые требования уточнил, просил суд взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" компенсацию за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в размере "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копейки, исходя из стоимости протеза "данные изъяты", установленной последним заключенным по времени Государственным контрактом N481 по г. Новосибирску.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Бондаренко А.О. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение норм материального права - абзаца 1, 2 п. 4 Порядка выплаты компенсации. Считает, что поскольку принятый ответчиком для расчета компенсации госконтракт признан несостоявшимся, расчет компенсации должен был быть определен в соответствии с абз. 2 п. 1 Порядка - по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ.
Истец Бондаренко Ю.А. в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца по доверенности Бондаренко А.О., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика по доверенности Балыкину Е.В., считавшую решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально - бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статьей 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" определено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Бондаренко Ю.А. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено, что он нуждается в услугах реабилитации и в техническом средстве реабилитации - протезах "данные изъяты" бессрочно.
"Дата" на основании договора с ООО " "данные изъяты"" истец Бондаренко Ю.А. приобрёл протезы "данные изъяты" общей стоимостью "данные изъяты" руб.
"Дата" истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенное средство реабилитации.
Приказом Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" от "Дата" N N принято решение о выплате истцу компенсации в размере "данные изъяты" руб.
Из дела усматривается, что размер компенсации истцу был определен на основании последнего по времени заключенного ответчиком с единственным поставщиком государственного контракта N 2014.178826/228 от 10 июля 2014 года.
Удовлетворяя частично исковые требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно определен размер компенсации истцу исходя из стоимости протеза по результатам последнего по времени размещения заказа - на основании Государственного контракта от 10 июля 2014 года.
С приведенным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку он постановлен с нарушением норм материального права.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона, аукцион в электронной форме, по итогам которого был заключён государственный контракт N 2014.178826/228 от 10 июля 2014 года был признан несостоявшимся, вследствие чего данный контракт не мог быть использован для расчёта размера компенсации.
В силу норм Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации расчёт такой компенсации должен быть определён по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведённого любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ.
Как правильно указал истец, таким органом в данном случае будет являться ГУ "Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования" РФ, заключившее 11 августа 2014 года контракт N 481 с ООО " "данные изъяты"".
Согласно Перечня изделий к данному контракту максимальная стоимость протеза "данные изъяты" составила "данные изъяты" рублей, которая и подлежит учету при расчёте компенсации Бондаренко Ю.А.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит изменению.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Государственное учреждение "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" приняло решение о выплате Бондаренко Ю.А. компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации (приказ от "Дата" N N), сумма в размере "данные изъяты" руб. подлежит зачету, и в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации инвалида за вычетом суммы в размере "данные изъяты" руб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 18 декабря 2014 года изменить.
Взыскать с ГУ "Забайкальское отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Бондаренко Ю. А. "данные изъяты" рублей.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Погорелова Е.А.
Иванов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.