Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего- Платова А.С.
судей - Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Зубашвили "данные изъяты" к ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в указанной очереди с момента постановки на учет,
по апелляционной жалобе истца Зубашвили Р.Д.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 02 декабря 2014 г., которым постановлено:
"В иске Зубашвили "данные изъяты" к ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным исключения из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в указанной очереди с момента постановки на учет - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Зубашвили Р.Д. обратился в суд с иском к ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищно бытовой комиссии от 16 мая 2014 года об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в указанной очереди с момента постановки на учет с 21.01.2000 г.
Свои требования истец мотивировал тем, что истец проходил службу в системе органов исполнения наказаний с 1994 года на различных должностях, в том числе непосредственно перед увольнением в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Приказом начальника ФКЛПУ КТБ-1 N 63-лс от 27 февраля 2012 года был уволен со службы по ст. 58 п."ж" Положения о службе в ОВД 27 февраля 2012 года по болезни. Выслуга лет по состоянию на день увольнения в календарном исчислении составляет 20 лет 4 месяца 21 день, в льготном - 36 лет 04 месяца 25 дней.
В период прохождения службы 21 января 2000 года обратился с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С указанного времени ежегодно по требованию работодателя предоставлял все необходимые документы для подтверждения своей нуждаемости в жилом помещении. Решением жилищно- бытовой комиссии ФКЛТУ КТБ-1 г от 16 мая 2014 года на основании заключения о результатах служебной проверки от 24 апреля 2014 года был исключен из списка очередников по тем основаниям, что на момент постановки на учет не нуждался в улучшении жилищных условий, так как проживал с супругой в двухкомнатной квартире у своей тещи по "данные изъяты", жилая площадь, которой составляла 30,8 кв. метров и не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Принятое решение считает незаконным, так как в указанной квартире зарегистрировался в 13 марта 2002 года, т.е. на момент постановки на учет в квартире постоянно не проживал и ею не пользовался. В 2002 году у него родилась дочь, а в 2010 году - сын. Таким образом, на каждого члена семьи приходится менее 7 квадратных метров жилой площади. В соответствии со ст. 6 Закона РФ " О введении в действие Жилищного Кодекса РФ", как принятый на учет до 01 марта 2005 года, он сохраняет право состоять на таком учете до обеспечения его жилым помещением. Полагает, что незаконно был снят с учета нуждающихся в жилом помещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что имелись законные основания для постановки его на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, а снятие его с учета является незаконным и необоснованным. Кроме того, ответчиком пропущен срок принятия решения о снятии его с учета.
В судебном заседании истец Зубашвили Р.Д. и его представитель Еремин А.В., действующий на основании доверенности от 09.06.2014 года поддержали апелляционную жалобу полностью по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ФКЛПУ КТБ-1 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения истца и его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом при разрешении предъявленных требований.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ " О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно пункту 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как установлено судом, истец Зубашвили Р.Д. проходил службу в органах уголовно исполнительной системы РФ с 1994 года на различных должностях, в том числе непосредственно перед увольнением в должности "данные изъяты" ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН РОСИИ по Красноярскому краю. На основании приказа начальника учреждения от 27.02.2012 года N 63-лс был уволен со службы 27 февраля 2012 года по п. "Ж" ст. 58 Положения о службе в ОВД по болезни. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 04 месяца 21 день, в льготном - 36 лет 04 месяца 21 день.
В период прохождения службы 21 января 2000 года истец обратился к руководителю ФКЛПУ КТБ-1 с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку проживал в общежитии.
На основании поданного заявления решением жилищно- бытовой комиссии истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, принят на соответствующий учет и включен в список очередников с даты подачи заявления.
13 марта 2002 года истец зарегистрировался в двухкомнатной квартире "данные изъяты", общей площадью 48,1 кв. метров, в том числе жилой 30,8 кв. метров, нанимателем которой является его теща Сиротина "данные изъяты". 28 октября 2002 года в семьи истца родилась дочь Зубашвили "данные изъяты", которая также была зарегистрирована по месту жительства родителей в указанной выше квартире. 11 октября 2010 года в семье истца родился сын Зубашвили "данные изъяты", который также вселен и проживает в квартире "данные изъяты". Ежегодно, по требованию ответчика, истец по месту работы в жилищную комиссию предоставлял необходимые документы для подтверждения нуждаемости, копии паспортов, свидетельства о рождении детей, выписки из финансово- лицевого счета, сведения из Росреестра об отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества и т.п. и продолжал состоять на учете.
В апреле 2014 года ответчиком была проведена проверка учетных дел лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, по результатам которой было подготовлено заключение. В ходе проведенной проверки было установлено, что в учетных делах сотрудников КТУ-1 отсутствуют документы подтверждающие правомерность постановки на учет и нахождения в очереди, решения о постановке на учет и т.п., в связи с чем было предложено рассмотреть вопрос о снятии, в том числе истца с учета, так как на момент постановки на учет, истец проживал в квартире своей тещи по "данные изъяты", на каждого из членов семьи приходилось более 7 кв. метров жилой площади, соответственно оснований для признания его нуждающимся и постановки на учет, не имелось.
На основании указанного заключения, решением жилищно-бытовой комиссии ФКЛПУ КТБ-1 от 16 мая 2014 года истец был исключен из списка сотрудников, нуждающихся в жилом помещении и снят с учета.
Отказывая в удовлетворении требований суд, исходил из того, что согласно представленным материалам учетного дела, истец по состоянию на 21 января 2000 года не являлся и не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, так как проживал вместе с супругой в квартире "данные изъяты", жилая площадь которой составляет 30,8 кв. метро, соответственно на каждого члена семьи приходится по 10,26 кв. метров жилой площади. При этом в заявлении о постановке на учет истец указал, что проживает в общежитии, соответственно сообщил несоответствующие действительности сведения о нуждаемости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он объективно не подтверждается собранными по делу доказательствами.
В момент постановки истца на учет нуждающихся, действовал ЖК РСФСР в соответствии п.1 ч.1 ст. 29 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в том числе граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
а также граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
Порядок постановки граждан на учет регулировался Правилами о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР ОТ 31.07.1984 года N 335.
В соответствии с п. 12 Порядка для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).
Согласно п. 13 Порядка поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации ( п.14 Порядка).
Согласно п.17 Порядка на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Как следует из учетного дела истца, кроме его заявления о постановке на учет, никаких иных документов приложенных к нему, не имеется. Небрежное оформление учетных дел, утрата части документов по вине работников ответчика установлена в ходе проведения служебной проверки.
В заявлении о постановке на учет истец указал, что проживает в общежитии. Допустимых доказательств, опровергающих сведения содержащиеся в заявлении, ответчиком суду не представлено. Акт обследования жилищно- бытовых условий истца на момент обращения с заявлением ответчик не предоставил., Данных УФМС России по Красноярскому краю о снятии истца с регистрационного учета по основаниям выезда на другое постоянное место жительства, или иным законным основаниям, распределения занимаемой истцом комнаты другому лицу, суду не представлено. Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих факт вселения и проживания истца в квартире по "данные изъяты" по состоянию на 21 января 2000 года в материалах дела не имеется.
.Как следует из выписки из финансово- лицевого счета по состоянию на 05 апреля 2002 года (л.д. 194) истец зарегистрировался в квартире "данные изъяты" по "данные изъяты" 13 марта 2002 года. Безусловно, судебная коллегия считает, что сам факт регистрации по месту жительства, не подтверждает возникновение права пользования истца жилым помещением именно с даты регистрации, вместе с тем, доказательств приобретения истцом права пользования в более ранние сроки суду не представлены.
Имеющаяся в материалах дела справка участкового уполномоченного, от 09 января 2014 года ( л.д. 118) составлена спустя 14 лет с момента обращения истца с заявлением о постановке на учет, при этом объяснения от опрошенных лиц, не отбирались, в качестве свидетелей соседи истца судом не допрашивались.
При таких обстоятельствах, вывод суда о предоставлении истцом сведений о нуждаемости не соответствующих действительности является сомнительным и объективно не подтверждается собранными по делу доказательствами, тем более, что обязанность по надлежащему ведению учетных дел в полном объеме возложена на ответчика.
Кроме того, в соответствии с п.19 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
На протяжении 14 лет истец по требованию ответчика предоставлял документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, причем Зубашвили Р.Д, как проживал в квартире "данные изъяты", так и проживает в ней до настоящего времени. Изменяется только состав семьи истца, у которого после постановки на учет родилось двое детей, которые с момента рождения проживают в указанной квартире. Сомнений в обоснованности постановки истца на учет нуждающихся у ответчика не возникало, дополнительных проверок жилищных условий ответчиком не проводилось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, так как выводы суда не подтверждаются собранными по делу доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 02 декабря 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение жилищно- бытовой комиссии ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 16 мая 2014 года об исключении Зубашвили "данные изъяты" из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Восстановить Зубашвили "данные изъяты" в списке очередников ВКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю нуждающихся в жилом помещении со дня подачи заявления с 01 января 2000 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.