Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей: Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,
при секретаре Абдуряшитовой Р.И.
с участием прокурора Сипиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Тюмени в интересах Егоровой А.П. удовлетворить.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области включить Егорову А.П. " ... " года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Егоровой А.П. " ... " года рождения из специализированного жилищного фонда Тюменской области благоустроенное жилое помещение на территории г.Тюмени общей площадью не менее 18 кв.м. соответствующее требованиям жилищного законодательства.
Обязать Администрацию г.Тюмени заключить с Егоровой А.П. договор найма специализированного жилого помещения, после исполнения Правительством Тюменской области обязанности о предоставлении жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя ответчика Правительства Тюменской области Коваль Н.М., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Сипиной С.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Тюмени обратился в суд с иском в защиту прав Егоровой А.П. к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о признании за Егоровой А.П. права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области, обязательстве включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить Егоровой А.П. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тюмени общей площадью не менее 18 кв.м., заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Требования были мотивированы тем, что Егорова А.П. " ... " года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения ею возраста 18 лет ее мать умерла, отец был лишен родительских прав. Приказом комитета по образованию Центрального административного округа г. Тюмени от " ... " Егорова А.П. была помещена в " ... " на полное государственное обеспечение. В марте " ... " г. член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Лоторев Н.А. обратился к главе Администрации г. Тюмени по вопросу постановки Егоровой А.П. на учет сирот, нуждающихся в жилых помещениях, однако на такой учет истец поставлена не была. В связи с неисполнением органом местного самоуправления обязанности по постановке ее учет нуждающихся в жилых помещениях, Егорова А.П. была лишена возможности реализовать предоставленное ей законом право на внеочередное обеспечение жильем. При таких обстоятельствах факт достижения Егоровой А.П. возраста 23 лет не пресекал ее право на получение жилого помещения, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
Истец Егорова А.П. в судебное заседание не явилась.
Прокурор, участвовавший в деле, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области Черняев Р.А., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях против иска, из которых следовало, что установленный постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. N 583-п Порядок предоставления жилых помещений лицам, принадлежащим к равной с истцом категории, предусматривает принцип очередности предоставления жилья, предоставление истцу жилого помещения вне такого порядка нарушит права иных лиц, состоящих в списке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Представители ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие.
В письменных возражениях относительно иска данные ответчики просили в иске отказать. Департамент социального развития Тюменской области ссылался на то, что истец утратила право на обеспечение жильем по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поскольку достигла возраста 23 лет и до достижения этого возраста не была поставлена на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Администрация г. Тюмени кроме того ссылалась на то обстоятельство, что истец не была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также указала на возможность заключения с истцом договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области только после обеспечения его предоставления истцу Правительством Тюменской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области, в апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывая на недоказанность материалами дела обращения истца лично до достижения возраста 23 лет с целью постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, полагает, что истец по своему усмотрению не воспользовалась правом на признание ее нуждающейся в жилом помещении. Также, ссылаясь на статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", из которой следует, что вопрос определения порядка предоставления жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории граждан, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации, указывает, что согласно статье 30.2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и представления жилых помещений в Тюменской области" в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа формируется специальный список, а Порядком предоставления жилых помещений лицам, принадлежащим к названной категории граждан, и ведения указанного списка (п. 2.12, п. 4.1), утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. N 583-п, предусмотрен принцип последовательности при ведении списка и предоставлении жилых помещений. Полагает, что предоставление истцу жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области вне порядка, установленного законодательством Тюменской области, нарушит жилищные права других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Указывает на отсутствие в жилищном законодательстве Российской Федерации положений, предусматривающих внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из дела, Егорова А.П. " ... " года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Егорова Е.А. умерла " ... ", отец Егоров П.С. вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Тюмени от " ... " был лишен родительских прав. Егорова А.П. была помещена в " ... "" на полное государственное обеспечение (л.д. 8, 9, 12, 13).
Жилыми помещениями на праве собственности или на условиях договора социального найма Егорова А.П. не располагает, что ответчиками не отрицалось и подтверждено представленными в деле справками об отсутствии зарегистрированных прав Егоровой А.П. на недвижимое имущество (л.д. 73, 74).
Из обращения члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Лоторева Н.А. от " ... ", направленного в адрес главы Администрации г. Тюмени, следует, что к нему обращалась Егорова А.П. по вопросу отказа ей в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений вне очереди, ссылаясь на необоснованность такого отказа, поскольку, несмотря на отсутствие у нее постоянного места жительства, она родилась в г. Тюмени, осталась без попечения родителей, была передана органам опеки и попечительства г. Тюмени (л.д. 16).
Удовлетворяя в полном объеме иск прокурора, заявленный в интересах Егоровой А.П., суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у истца возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области, поскольку Егорова А.П., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия и жильем не обеспечена.
При этом, разрешая спор, суд установил, что истец до достижения возраста 23 лет обращалась в Администрацию г. Тюмени по вопросу постановке ее на учет нуждающихся в жилье, но на учет поставлена не была при отсутствии причин, препятствующих такой постановке. Поскольку в деле представлено упомянутое выше обращение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Лоторева Н.А., направленное в адрес главы Администрации г. Тюмени " ... ", что свидетельствует об обращении Егоровой А.П. до достижения возраста 23 лет за защитой своего права на постановку на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в том числе в Администрацию г. Тюмени, указанный вывод суда первой инстанции является верным.
Учитывая, что наличие каких-либо обстоятельств, исключающих возможность постановки Егоровой А.П. до достижения ею 23 лет на учет нуждающихся в жилых помещениях, ответчиками подтверждено не было, и принимая во внимание, что в настоящее время нуждаемость Егоровой А.П. в жилье сохраняется, что ответчики в суде не отрицали, суд, руководствуясь разъяснениями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., обоснованно посчитал, что истец вправе состоять на учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в связи с чем, возложил на Департамент социального развития Тюменской области, к компетенции которого в настоящее время согласно п. 2.9.10 Положения о Департаменте социального развития Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010 г. N 385-п, отнесено ведение списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальным образованиям Тюменской области и формирование сводного списка таких лиц, обязанность по включению Егоровой А.П. в указанный список.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для лишения в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности обращения истца до достижения возраста 23 лет с целью постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением противоречит материалам дела, в связи с чем, отклоняется судебной коллегией.
Относительно иных доводов апелляционной жалобы судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по общему правилу предоставляются указанным гражданам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет либо до достижения совершеннолетия в случае приобретения ими полной дееспособности. Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации.
При наступлении предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г, N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельств у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, а у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации -обязанность по обеспечению предоставления такого жилого помещения.
Поскольку материалами дела установлено, что все необходимые условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у Егоровой А.П. имеются, довод апелляционной жалобы о том, что жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения вне очереди, судебной коллегией отклоняется.
Учитывая, что законодательство не ставит реализацию права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия такого же права у иных лиц, предоставление жилого помещения Егоровой А.П. нарушение прав иных лиц равной с ним категории на предоставление жилья вопреки доводам апелляционной жалобы повлечь не может.
Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 4.1 "Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений", утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 г. N 583-п, в действующей на момент рассмотрения дела редакции, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 22 апреля 2014 г. N 198-п, является несостоятельной, поскольку определением Верховного Суда Российской Федерации от 03 сентября 2014 г. признаны недействующими пункт 4.1 в части слов: "В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1. настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список", абзац 5 пункта 4.2 указанного Порядка со дня вступления решения в законную силу, то есть с 03 сентября 2014 г.
Таким образом, апелляционная жалоба правовых оснований к отмене решения суда не содержит, поскольку ее доводы не опровергают правильность выводов суда, а по существу сводятся к ошибочному толкованию норм материального права и к переоценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не находит.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.