Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего: Кисилевской Т.В.,
судей коллегии: Гниденко С.П., Долматова М.В.,
при секретаре: Сазановой С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:
Заявление С. признать обоснованным.
Обязать Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод С..
Взыскать с Управления по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой в пользу С. "данные изъяты" рублей.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
С. в лице своего представителя Б., действующего на основании доверенности, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал, выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал и взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением многодетной семьи от 23 июля 2014 года N 08164, имеет троих несовершеннолетних детей. В связи с рождением третьего ребёнка - ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал. Однако решением Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой от 22 октября 2014 года N 840 в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал было отказано на том основании, что на момент рождения третьего ребёнка ею не подтверждён пятилетний срок проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Полагает данный отказ незаконным и нарушающим её законные права и интересы, поскольку на территории автономного округа она непрерывно проживает с 2003 года, что подтверждается записями в трудовой книжке, а также свидетельствами о регистрации по месту пребывания. В этой связи просила признать вышеуказанное решение незаконным и обязать заинтересованное лицо выдать свидетельство на материнский (семейный) капитал. Кроме того, просила взыскать с заинтересованного лица расходы по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции заявитель С. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Предоставила суду заявление, в котором на требованиях заявления настаивала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель заявителя С ... - Б., действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявления настаивал, привёл доводы, изложенные в нём. Дополнительно суду пояснил, что С. проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа более 10 лет, была зарегистрирована в г. Новый Уренгой по месту пребывания, при обеспечении жильём, встала на регистрационный учёт по месту жительства, имеет постоянное место работы в г. Новый Уренгой. При обращении с заявлением о выдаче материнского капитала, С. хотела представить документы, подтверждающие её проживание на территории Ямало-Ненецкого автономного округа более 5 лет, но сотрудники заинтересованного лица сказали, что лишние документы принимать не будут.
Представитель заинтересованного лица Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой - А.., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований заявления возражала, полагая его необоснованным. В обоснование привела доводы, изложенные в возражениях на заявление, в которых указано, что при обращении в Управление по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал заявителем С. были предоставлены только копия паспорта и копии свидетельства о рождении детей, никаких других документов представлено не было. При этом, специалисты органа социальной защиты населения не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в перечне документов, перечисленных в пунктах 2.7.1 - 2.7.7 утверждённого постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года N 403-П Административного регламента департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги "Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал". Согласно паспортным данным в период с 30 августа 2002 года по 28 ноября 2012 года С ... была зарегистрирована по месту жительства за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, по месту жительства в г. Новый Уренгой зарегистрирована лишь с 28 ноября 2012 года, в этой связи, поскольку иных документов, подтверждающих проживание заявителя в Ямало-Ненецком автономном округе не менее пяти лет представлено не было, С. было отказано в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал. Кроме того, указала, что копия трудовой книжки, свидетельства о регистрации по месту пребывания не подтверждают факт постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации подтверждается регистрационным учётом по месту жительства.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
С решением не согласно заинтересованное лицо Управление по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица З. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на заявление. Ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Указывает, что процедура приёма и проверки документов была проведена специалистом Управления на основании представленных документов, в соответствии с утверждённым постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года N 403-П Административным регламентом департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги "Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал".
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39).
Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан в зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Законом ЯНАО от 01 июля 2011 года N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" установлен порядок предоставления материнского (семейного) капитала семьям, имеющим детей, проживающим на территории округа за счёт средств окружного бюджета (статьи 1,2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона ЯНАО N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе" право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у женщин, постоянно проживающих на территории автономного округа не менее пяти лет, родивших (усыновивших) третьего ребенка начиная с 01 января 2011 года.
В судебном заседании с достоверностью установлено и не оспаривалось сторонами, что С ... является матерью троих детей: ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ. Местом рождения всех детей является город Новый Уренгой.
23 июля 2014 года Управлением по труду и социальной защите населения администрации г. Новый Уренгой С. выдано удостоверение многодетной семьи N.
22 октября 2014 года С. обратилась в Управление по труду и социальной защите населения администрации г. Новый Уренгой с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал.
Решением Управления по труду и социальной защите населения администрации г. Новый Уренгой от 22 октября 2014 года N 840 в выдаче соответствующего свидетельства С ... было отказано на том основании, что на момент рождения третьего ребёнка, с рождением которого возникло право на материнский (семейный) капитал, ею не подтверждён пятилетний срок проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С ... зарегистрирована по месту пребывания в комнате N "адрес" на срок с 28 ноября 2007 года по 28 ноября 2008 года.
В дальнейшем С ... была зарегистрирована по месту пребывания по вышеуказанному адресу на срок: с 05 ноября 2008 года по 05 ноября 2009 года, с 11 ноября 2009 года по 11 ноября 2010 года, с 06 апреля 2011 года по 06 апреля 2012 года, с 02 мая 2012 года по 02 мая 2013 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации по месту пребывания, выданные органом регистрационного учёта в г. Новый Уренгой - ОУФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой.
По данным паспорта гражданина РФ, С. зарегистрирована по месту жительства в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно записям в трудовой книжке, С ... с 01 ноября 2006 года на постоянной основе работает на территории муниципального образования г. Новый Уренгой. ДД.ММ.ГГГГ была принята "данные изъяты" в МУП "Уренгойское городское хозяйство", где работает по настоящее время.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии факта проживания С. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в течение последних пяти лет, предшествующих рождению её третьего ребенка ФИО4
Указанным документам, свидетельствующих о данном факте, судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и оснований для иной переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе факт регистрации заявителя по месту жительства в "адрес" не исключает возможность её проживания в городе Новый Уренгой ЯНАО.
Ссылка апелляционной жалобы на то обстоятельство, что процедура приёма и проверки документов была проведена специалистом органа социальной защиты населения на основании представленных С. документов, в соответствии с утверждённым постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года N 403-П Административным регламентом департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги "Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал", не состоятельна и подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьями 3, 4 Закона ЯНАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе", пунктов 3, 5 Порядка выдачи свидетельства на материнский (семейный) капитал, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 30 сентября 2011 года N 693-П, решение вопроса о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал или об отказе в его выдаче находится в компетенции органа социальной защиты населения муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе по месту жительства граждан, претендующих на получение свидетельства.
В целях повышения качества предоставления государственной услуги и установления порядка и стандарта предоставления государственной услуги Правительством ЯНАО 30 мая 2013 года N 403-П принят Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал".
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента заявителями являются физические лица из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не менее пяти лет, либо их уполномоченные представители.
В пунктах 2.7.1 - 2.7.7 указанного регламента перечислен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителем для получения свидетельства на материнский (семейный) капитал, в том числе документ, удостоверяющий личность, место постоянного проживания на территории автономного округа лица, имеющего право на материнский (семейный) капитал; документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.
Из дела видно, что вместе с заявлением о выдачи свидетельства на материнский капитал С. предоставила копию своего паспорта и копии свидетельств о рождении детей.
В силу части 3 статьи 4 Закона ЯНАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало- Ненецком автономном округе" при рассмотрении заявления о выдаче свидетельства уполномоченный орган местного самоуправления проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о выдаче свидетельства.
Таким образом, работник органа социальной защиты населения, обладая полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, при наличии каких-либо сомнений, в том числе касающихся факта проживания заявителя на территории ЯНАО не менее пяти лет, имел право направить соответствующий запрос в уполномоченные органы для подтверждения необходимых сведений.
Однако таким правом он не воспользовался.
В указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о незаконности отказа Управления по труду и социальной защите администрации города Новый Уренгой в выдаче С ... свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Закон ЯНАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе".
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно и в полном объеме, выводы суда об этих обстоятельствах подтверждены доказательствами и не вызывают возражений судебной коллегии. Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Копия верна:
Судья суда ЯНАО С.П. Гниденко
Секретарь суда ЯНАО Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.