СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 05 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Бимурзаевой З.Х. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2014 года, по которому
в иске Бимурзаевой З.Х,, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Бимурзаева А., ... года рождения, Бимурзаева А., ... года рождения, Бимурзаевой М., ... года рождения, к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о признании незаконным отказа от 31 марта 2014 года в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, признании права на получение единовременной социальной выплаты и обязании предоставить единовременную социальную выплату на приобретение жилья на состав семьи 4 человека отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бимурзаева З.Х., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ... , обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по РК о признании незаконным отказа в предоставлении ей и малолетним детям, как членам семьи умершего сотрудника ФСИН, единовременной социальной выплаты, просила признать право на получение единовременной социальной выплаты и предоставить ей и детям, как членам семьи умершего сотрудника ФСИН, единовременную социальную выплату.
Истец просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ГУФСИН России по Республике Коми в судебном заседании с иском не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бимурзаева З.Х. с решением суда не согласна и просит его отменить как вынесенное незаконно и необоснованно.
Стороны о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, истец просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие. Судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, супруг Бимурзаевой З.Х. - Бимурзаев А.Ж. проходил службу в органах системы исполнения уголовных наказаний и был поставлен на учет на участие в целевой программе "Жилище" на улучшение жилищных условий с датой постановки на учет - 19.02.1997.
15.06.2010 Бимурзаев А.Ж. уволен из органов уголовно-исполнительной системы по достижению предельного возраста.
14.06.2011 в связи с участием в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе Бимурзаеву А.Ж. после увольнения со службы, исходя из имеющегося срока службы ... был выдан государственный жилищный сертификат на сумму ... руб. для приобретения жилого помещения в Москве сроком действия до 14.03.2012.
09.08.2011 Бимурзаевым А.Ж. был составлен договор банковского счета, но приобрести жилое помещение в г.Москве не удалось.
Бимурзаев А.Ж. после закрытия банковского счета с заявлением о замене сертификата в период его действия не обращался.
В результате несчастного случая 20.04.2013 Бимурзаев А.Ж. скончался.
В 2014 году Бимурзаева З.Х. обратилась в ГУФСИН России по Республике Коми с заявлением о предоставлении ей с учетом трех несовершеннолетних детей единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, однако получила отказ, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования Бимурзаевой З.Х. не подлежат удовлетворению.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (пункт 7 статьи 4 Закона).
Члены семьи умершего сотрудника вправе претендовать на получение единовременной социальной выплаты только в случае, если смерть наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 3 статьи 4 данного Закона, и обращения за получением выплаты не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника (часть 4 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2013 N369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 26 Правил в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, единовременная социальная выплата предоставляется в равных частях обратившимся за ее получением совместно проживавшим с погибшим (умершим) сотрудником членам его семьи не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету единовременной социальной выплаты, подлежащей в указанном случае делению между членами семьи погибшего (умершего) сотрудника, определяется исходя из условий и количества совместно проживавших с сотрудником членов его семьи, включая погибшего (умершего) сотрудника, на день, предшествующий дню гибели (смерти) сотрудника.
Как установлено судом, Бимурзаев А.Ж. состоял только на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учете для получения единовременной социальной выплаты он не состоял.
Таким образом, отказывая Бимурзаевой З.Х. в иске, суд пришел к правильному выводу о том, что самостоятельного права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья истец не имеет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит закону и имеющимся в деле доказательствам, а доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Бимурзаевой З.Х., выраженную ею в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бимурзаевой З.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.