Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А.,
судей Стрельцова А.С., Сергеева В.А.,
при секретаре Анохиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Бубнова С.И. на решение Губахинского городского суда Пермского края от 11 декабря 2014 года, которым постановлено: В удовлетворении иска Бубнову С.И. о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153, отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., пояснения представителя ответчика ФКЛПУ КТБ N 7 ОИУ N 1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю М.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Бубнов СИ. обратился в суд с иском к ФКЛПУ КТБ N 7 ОИУN 1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю (далее ФКЛПУ КТБ N 7), о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г N153 по пп. "а" пункта 5 пп. "а". Указал, что проходил службу в ФКЛПУ КТБ-7, в течении 18 лет 7 месяцев 10 дней. В сентябре 1993 года, при поступлении на службу обращался с заявлением в ЖБК ответчика для постановки на учет как нуждающегося в жилье, продублировал заявление в 2005 году. 14 мая 2012 года, 1 октября 2012 года, 26 августа 2014 года вновь написал ответчику заявление, но не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", не содержат ограничений каким-либо временным периодом постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Считает отказ незаконным, так как дом, в котором он прописан по ул. **** города Губахи, признан непригодным для проживания, истец нуждается в жилом помещении.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе настаивает истец, указывая на его незаконность и необоснованность. Доводы жалобы сводятся к повторению позиции истца, выраженной в обоснование исковых требований. Считает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,
Представитель ответчика поддержал решение суда с доводами апелляционной жалобы не согласен.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, истец Бубнов СИ. проходил службу в ФКЛПУ КТБ-7 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю" с 16 сентября 1993 года по 26 апреля 2012 года, выслуга лет составляет 18 лет 7 месяцев 10 дней в календарном исчислении, уволен со службы 26.04.2012 года.
После увольнения со службы 14 мая 2012 года, 01 октября 2012 года, 26 августа 2014 года истец обращался с заявлениями к ответчику о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Ответчик в письменных ответах отказал истцу в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что истец в установленном порядке, в период прохождения службы в ФКЛПУ КТБ N 7 с заявление о постановке на учет лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о включении в состав участников указанной подпрограммы не обращался и в число участников указанной подпрограммы включен не был.
Согласно материалов дела Бубнов СИ. был зарегистрирован по адресу: ****, в период с 27 декабря 1996 года по 11 марта 2005 года, на момент проживания истца квартира состояла из 3-х комнат и имела жилую площадь 57,0 кв.м. В квартире в указанный период были зарегистрированы по 8 августа 2011 года: Б1., 1967 года рождения, Б2., 1994 года рождения, по 12 августа 2011 года П., 1987 года рождения. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от 8 декабря 2014 года, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 17 августа 2001 года, жилое помещение, находящееся по адресу: ****, было передано в собственность Бубновых СИ., Б1.,Б2. и П. по 1/4 доли в праве собственности. На основании договора купли-продажи от 21 марта 2011 года Бубновы и П. продали указанную квартиру В.
С 27 мая 2005 года по настоящее время истец зарегистрирован по адресу ул. ****. Собственником дома N ** по ул. **** г. Губаха являлась А.
Заключением межведомственной комиссии от 15 июля 2014 года, назначенной постановлением главы администрации городского округа "Город Губаха" от 3 апреля 2014 года, жилое помещение, находящееся по адресу: ****, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
На основе анализа представленных в дело материалов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не представлено достоверных доказательств, объективно свидетельствующих об обращении истца в период с сентября 1993 года по 13 мая 2012 года к ответчику по месту службы в ФКУ СИЗО-3 с рапортом о постановке на жилищный учет.
В силу положений Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам отнесено к расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы
Согласно разделу II указанной Подпрограммы гражданами-участниками Подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в Подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Как следует из материалов дела, истец ставит вопрос о признании за ним права на получение жилищного сертификата в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Свои требования истец основывает на абзаце 6 п. 5 "а" Правил, в соответствии с которым право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п. 18, п. 19 Правил выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанных в п. "а" и "б" п. 5 осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба (служба). Граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1 с приложением документов в т.ч. для граждан,, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти - выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения.
Истец обратился с заявлением о признании его участником подпрограммы после увольнения. Для признания его участником программы ему необходимо было чтобы:
- основание увольнения соответствовало требованию абз. 7 п. 5 "а" Правил: достижение предельного возраста пребывания на военной службе (служба) или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более;
- он состоял бы и после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Истец, до увольнения, имел общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет. Однако в федеральных органах исполнительной власти на учете не состоял.
Учитывая, что истец не состоит в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти, как того требует п. 5 Правил, к участникам данной подпрограммы он не может быть отнесен.
Доводы жалобы о том, что он подпадает под категорию граждан, имеющих право на участие в подпрограмме, поскольку после увольнения жилое помещение в котором он проживает признано в установленном порядке непригодным для проживания, не является основанием для признания его участником подпрограммы.
Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом не относится к отношениям, регулируемым жилищным законодательством. Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03,2006 года (в редакции от 18.02.2013 г.) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы" регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими и гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок признания гражданина участником подпрограммы регламентирован Правилами, свободное толкование норм недопустимо.
Сам по себе факт нуждаемости истца в жилых помещениях не является основанием для признания его участником подпрограммы.
Утверждение истца о том, что ранее в 1993 году и в 2005 году он обращался в учреждение с заявлением о постановке на учет, не основан на допустимых доказательствах. Постановка на учет в учреждении исполнения наказания возможна была до 1 марта 2005 года. Как установлено судом, истец до увольнения со службы, не обращался с соответствующим рапортом (заявлением) и необходимыми документами по месту службы либо в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истец не представил объективных данных о том, что на момент увольнения он был признан в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии с положениями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы отвергает, поскольку они повторяют доводы искового заявления, были исследованы и мотивированно отклонены судом первой инстанции. Доводы истца основаны на неверном толковании материального права и направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом, в связи с чем не могут служить поводом к отмене данного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Бубнова С.И. на решение Губахинского городского суда Пермского края от 11 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.