Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Айназаровой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе Веснина Сергея Владимировича на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 января 2015 года по заявлению Веснина Сергея Владимировича к администрации МО "ЗАТО г. Знаменск" Астраханской области об оспаривании решения жилищной комиссии,
УСТАНОВИЛА:
Веснин С.В. обратился с заявлением в суд к администрации МО "ЗАТО г. Знаменск" об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в выплате денежной компенсации за добровольно отчуждаемое жилое помещение. В обоснование заявления указал, что с ДД.ММ.ГГГГ включён в списки по переселению граждан из ЗАТО г. Знаменск на новое место жительства в соответствии с программой, реализуемой во исполнение части 2 пункта 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его номер в очереди N он направил заинтересованному лицу уведомление о согласии на получение денежной компенсации за добровольно отчуждаемое жилое помещение. Однако, ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по переселению граждан из ЗАТО г. Знаменск на новое место жительства ему отказано в выплате денежной компенсации за добровольно отчуждаемое жилое помещение, поскольку помещение, передаваемое им в собственность муниципального образования, приобретено по договору купли-продажи, а не приватизации. Заявитель полагает, что решение комиссии, вынесенное в соответствии с Положением о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём граждан ЗАТО г. Знаменск, является незаконным, поскольку само Положение противоречит действующему законодательству. Кроме того, полагает, что комиссией при принятии решения неверно истолкован пункт 3 Положения, который, по мнению заявителя, не регламентирует правоотношения по выплате денежной компенсации гражданам, а распространяется исключительно на правоотношения при обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО г. Знаменск. Более того, заявитель полагает, что у комиссии отсутствуют основания для отказа в выплате компенсации гражданам, включённым в списки на переселение, такое решение не относится к компетенции комиссии.
В судебном заседании представитель Веснина С.В. по доверенности Веснина О.Б. заявление своего доверителя поддержала в полном объеме.
Представитель администрации ЗАТО г. Знаменск по доверенности Котова И.А. просила отказать в удовлетворении заявления.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 января 2015 года заявление Веснина С.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Веснин С.В. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Веснин С.В. указывает, что судом должным образом не исследованы документы, подтверждающие отсутствие полномочий у комиссии по переселению граждан из ЗАТО г. Знаменск на новое место жительства на принятие обжалуемого решения. Комиссия действовала в составе, который противоречит пункту 10 Положения о переселении. Самим Положением не предусмотрен отказ в выплате компенсации гражданам, состоящим в очереди на переселение. Судом должным образом не рассмотрены документы, подтверждающие нарушение комиссией порядка принятия решения в части оснований для его принятия. По мнению Веснина С.В., единственным основанием для отказа могла послужить только очередность гражданина на переселение, однако, в данном случае, это основание отсутствовало. Веснин С.В. полагает, что суд неверно истолковал пункт 3 Положения о переселении, который, по мнению заявителя, не регламентирует правоотношения по выплате денежной компенсации гражданам, а распространяется исключительно на правоотношения при обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО г. Знаменск. Более того, заявитель полагает, что у комиссии отсутствуют основания для отказа в выплате компенсации гражданам, включённым в списки на переселение, такое решение не относится к компетенции комиссии. Более того, Веснин С.В. указывает, что Положение, которым руководствовалась комиссия, не соответствует требованиям закона.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения Веснина С.В., его представителя по доверенности Весниной О.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации ЗАТО г. Знаменск по доверенности Котовой И.А., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
К ак следует из материалов дела, Веснин С.В. ДД.ММ.ГГГГ включен в списки переселения граждан из ЗАТО г. Знаменск на новое место жительства в соответствии с программой, реализуемой во исполнение части 2 пункта 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23. Веснин С.В. ДД.ММ.ГГГГ уведомил администрацию ЗАТО г. Знаменск о своем согласии на переселение из ЗАТО г. Знаменск путем получения денежной компенсации. В качестве добровольно отчуждаемого взамен компенсации в пользу муниципального образования жилого помещения Веснин С.В. предложил жилой дом N в жилом районе "Знаменский", приобретенный им по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии по переселению граждан из ЗАТО г. Знаменск на новое место жительства от ДД.ММ.ГГГГ N Веснину С.В. отказано в выплате денежной компенсации за добровольно отчуждаемое жилое помещение со ссылкой на пункт 3 Положения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан ЗАТО г. Знаменск. Полагая данное решение незаконным и нарушающим его права, Веснин С.В. обжаловал его в судебном порядке.
При разрешении заявления суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", как следует из его преамбулы, устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
Пунктом 2 статьи 7 данного Закона предусмотрено, что если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения (абзац первый); граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абзац второй).
На основании этого нормативного предписания Правительство Российской Федерации 11 января 2001 года приняло Постановление N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам". Это Постановление устанавливает порядок обеспечения жильем переезжающих из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства граждан или выплаты им компенсаций. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 определено, что переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования. На основании пункта 4 указанного Постановления, обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании. В соответствии с пунктом 6 Постановления администрация закрытого административно-территориального образования по согласованию с гражданами, переезжающими на новое место жительства без получения субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставляет денежную компенсацию за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности.
Совокупность приведенных правовых норм свидетельствует о том, что органы местного самоуправления должны обеспечить граждан, переезжающих из ЗАТО на другое место жительства, жилым помещением, либо выплатить компенсацию за сдаваемое жилье по согласованию с ними. При этом, независимо от того, каким способом будут реализованы меры государственной поддержки в отношении указанных граждан, данные граждане обязаны передать органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемое ими муниципальное жилье или совершить действия по добровольному отчуждению в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего им на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 рекомендовано органам местного самоуправления ЗАТО принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Постановления. Во исполнение требований указанного Постановления решением N 46 Совета муниципального образования "ЗАТО г. Знаменск" от 10 июля 2014 года утверждено Положение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём граждан ЗАТО Знаменск. Данное решение вступило в силу 12 ноября 2014 года и действовало до 31 декабря 2014 года. Согласно пункту 3 Положения обеспечение жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Знаменск, осуществляется при условии сдачи ЗАТО Знаменск занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу ЗАТО Знаменск жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в ЗАТО Знаменск. Под добровольно отчуждаемым жильём, принадлежащим гражданам на праве собственности и расположенным в ЗАТО Знаменск, понимается жилое помещение, ранее предоставленное претендующим на переселение гражданам по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения и переданное в собственность указанным гражданам в порядке приватизации. Жилые помещения, приобретённые граждан на иных условиях (купли-продажи, мены, пожизненной ренты) не могут быть отчуждены в пользу администрации ЗАТО Знаменск при обеспечении жильём граждан, переезжающих из ЗАТО Знаменск.
Комиссия по переселению граждан из ЗАТО "адрес" на новое место жительства, принявшая ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе Веснину С.В. в выплате денежной компенсации за добровольно отчуждаемое жилое помещение, руководствовалась действовавшим на момент принятия такого решения Положением о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём граждан ЗАТО Знаменск, утвержденным решением N 46 Совета муниципального образования "ЗАТО г. Знаменск" от 10 июля 2014 года. Это Положение предусматривало невозможность обеспечения жильём граждан путем предоставления им иного жилого помещения либо выплаты денежной компенсации при отчуждении в пользу ЗАТО Знаменск жилья, принадлежащего гражданину на праве собственности, приобретенного им по договору купли-продажи. Основанием для отказа Веснину С.В. в выплате денежной компенсации послужил тот факт, что в качестве добровольно отчуждаемого взамен компенсации в пользу муниципального образования жилого помещения Веснин С.В. предложил жилой "адрес" жилом районе "Знаменский", приобретенный им по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Законность Положения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём граждан ЗАТО Знаменск предметом настоящего судебного разбирательства не является. В этой связи, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у комиссии законных оснований для принятия решения об отказе в выплате компенсации, не основаны на действующих в момент принятия оспариваемого решения нормах права.
Районный суд правомерно не согласился с доводами заявителя относительно того, что пункт 3 Положения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём граждан ЗАТО Знаменск не подлежит применению при выплате денежной компенсации. Пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" предусмотрено, что о беспечение жильём граждан при переселении из ЗАТО осуществляется двумя способами: путём предоставления жилых помещений и путём выплаты денежной компенсации за добровольно отчуждаемое жильё гражданами, желающими переселиться. Предполагается, что указанные два способа, посредством которых происходит переселение граждан, являются равнозначными, а, следовательно, поскольку носят компенсационный характер и приняты в целях реализации мер государственной поддержки граждан, желающих переселиться из ЗАТО на новое место жительства. В обоих случаях условием переселения является сдача жилого помещения в муниципальную собственность. Соответственно, пункт 3 Положения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильём граждан ЗАТО Знаменск подлежит применению, как при предоставлении жилых помещений, так и при выплате денежной компенсации.
Доводы жалобы относительно того, что оспариваемое решение принято неуполномоченным на то органом, также основаны на неверном толковании права. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 состав комиссии по переселению граждан из ЗАТО утверждается руководителем органа местного самоуправления этого ЗАТО. Постановлением администрации ЗАТО г. Знаменск от 12 ноября 2014 года N 1648 сформирован состав комиссии, которая приняла оспариваемое решение. Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 решения о постановке на учет и об обеспечении жильем переселяемых граждан принимаются и оформляются соответствующим актом комиссии. Пунктом 10 Положения о комиссии к компетенции комиссии отнесено право принимать решения по переселению граждан и распределению денежной компенсации за сдаваемые жилые помещения. Следовательно, комиссия являлась уполномоченным органом на принятие соответствующего оспариваемого решения.
Оценив обстоятельства дела, применив материальный закон, районный суд пришел к правильному выводу, что законных оснований для выплаты денежной компенсации Веснину С.В. взамен сдаваемого им жилого помещения - жилого "адрес" жилом районе "Знаменский", приобретенного им по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, у комиссии на момент принятия решения, не имелось. Судебная коллегия также учитывает, что отказывая Веснину С.В. в выплате денежной компенсации, по основаниям, предусмотренным действовавшим на тот момент Положением о переселении, комиссия не исключила заявителя из очереди в списке на переселение. Соответственно, Веснин С.В. не лишен права на переселение с соблюдением требований действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, на иное толкование норм права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы районного суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Веснина Сергея Владимировича- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.