Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Суханове М.А.
с участием представителя заявителя ОАО "Тверской вагоностроительный завод" - Ломовского Д.В.,
представителей заинтересованного лица - Администрации г.Твери: Тарасова В.В. и Сорокиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Тверской вагоностроительный завод" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тверской вагоностроительный завод" 23 декабря 2014 года обратилось в Тверской областной суд с заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N в размере рыночной стоимости, равной "данные изъяты" руб.
Требования мотивированы тем, что общество является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого в размере "данные изъяты" руб. не соответствует рыночной стоимости, что затрагивает права и законные интересы заявителя как плательщика арендной платы.
В судебном заседании представитель ОАО "Тверской вагоностроительный завод" Ломовский Д.В. требования поддержал.
Представители заинтересованного лица Администрации г.Твери: Тарасов В.В. и Сорокина А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на несоответствие представленного заявителем Отчета об оценке требованиями законодательства об оценочной деятельности.
Представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В возражениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области указано, что Управление не является заинтересованным лицом по делу, поскольку полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости не осуществляет. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не имеется.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области в возражениях указал, что учреждение является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, поскольку сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки. Орган кадастрового учета не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, или иной стоимости. Кроме того, учет изменений кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть осуществлен органом кадастрового учета на основании решения суда или на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведений о кадастровой стоимости. Иных правовых оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости законодательством не предусмотрено. Прав и законных интересов заявителя учреждение не нарушало.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N N, заключенного между администрацией "адрес" и ОАО "Тверской вагоностроительный завод" на срок с 04 мая 2009 года по 15 марта 2021 года, заявитель является арендатором земельного участка площадью 6466,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - "данные изъяты".
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Арендная плата ежегодно рассчитывается арендодателем, и в случае изменения базовой ставки при расчете арендной платы за пользование земельными участками в г.Твери арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке (пункты 3.8, 3.9 договора).
В соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Тверь, на основе кадастровой стоимости земельных участков, утвержденным решением Тверской городской Думы от 15 апреля 2009 года N 36, размер арендной платы за использование земельных участков определяется по формуле, учитывающей, среди прочего, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером N относится к землям, находящимся в муниципальной собственности г.Твери. Следовательно, арендатор вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка, результат определения которой затрагивает его права и обязанности в рамках договора аренды.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области по состоянию на 01 января 2007 года.
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области.
В соответствии с кадастровой справкой от 12 января 2015 года кадастровая стоимость данного земельного участка на 01 января 2007 года была определена в сумме "данные изъяты" руб.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов для кадастрового квартала, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по населенным пунктам Тверской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области по муниципальным районам, городским округам Тверской области.
Согласно результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная в рамках проведения государственной кадастровой оценки, по состоянию на 01 января 2013 года, составляет "данные изъяты" руб.
Данная кадастровая стоимость подлежит применению с даты вступления в силу приказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп, то есть с 01 января 2015 года.
Заявитель оспаривает предыдущую кадастровую стоимость земельного участка и в обоснование заявленных требований представляет отчет ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N об оценке рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01 января 2007 года, в размере "данные изъяты" руб.
Несоответствие актуальной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости данный отчет об оценке не подтверждает.
В силу абзаца 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оспаривание результатов определения кадастровой стоимости допускается в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Следовательно, определение рыночной стоимости земельного участка на прежнюю дату кадастровой оценки правового значения не имеет, в связи с чем защита прав заявителя путем установления неактуальной кадастровой стоимости невозможна, а в удовлетворении заявления следует отказать.
В то же время доводы Управления Росреестра по Тверской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области о том, что они не являются надлежащими заинтересованными лицами по делу, безосновательны.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, организация проведения государственной кадастровой оценки отнесена к непосредственным полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Из положений части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат включению в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Исходя из указанных положений законодательства и учитывая, что требования заявителя обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле Управления Росреестра по Тверской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области вытекает из их полномочий и является обоснованным.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные заявителем, в удовлетворении требований которого отказано, взысканию с заинтересованных лиц не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ОАО "Тверской вагоностроительный завод" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, равной "данные изъяты" руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.