Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: представителей заявителя Л, представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике М., представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ч 30 декабря 2014 года обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: УР, "адрес", в размере "данные изъяты" рублей. Требования мотивированы тем, что Ч, принадлежит на праве собственности доля в праве общей долевой собственности "данные изъяты" на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: УР, "адрес". Кадастровая стоимость указанного земельного участка в соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка составляет "данные изъяты" руб. Согласно отчету об оценке N N от 4.12.2014 года, составленному ООО "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 23.03.2007 года составляет "данные изъяты" рублей. Кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная по результатам публичной кадастровой оценки не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению прав истца, выражающихся в завышении налогового бремени, а именно уплате земельного налога в завышенных размерах.
В ходе рассмотрения дела заявителем требования изменены (заявление на л.д.160) до установления кадастровой стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" рублей.
В судебное заседание заявитель Ч не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила. Дело рассмотрено в её отсутствие на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель заявителя Л доводы заявления поддержал.
Представители заинтересованных лиц- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике М., Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Е. возражений по заявлению не высказали. От проведения судебной оценочной экспертизы отказались.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Ч на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., является сособственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: УР, "адрес".
Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно отчету об оценке N N от 04.12.2014 года, составленному ООО "данные изъяты", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 23.03.2007 года (дату образования земельного участка и внесения сведений о нем в ГКН) составляет "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" рублей, в связи с составлением отчета об оценке по состоянию на 01.01.2007 г.
Согласно экспертному заключению N N от 13.02.2015 года, отчет N N от 04.12.2014 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 2998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, заявитель обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что заявитель вправе требовать определения кадастровой стоимости его земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Заявителем представлен отчет об оценке N от 04.12.2014 года, составленному ООО "данные изъяты", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года составляет "данные изъяты" рублей. Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением.
Однако в соответствии с кадастровой справкой, земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: УР, "адрес" сформирован ДД.ММ.ГГГГ, а потому, установление кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 1.01.2007 г. не возможно.
На основании изложенного, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению частично, в соответствии с отчетом об оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.- на дату образования земельного участка.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление Ч удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: УР, "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 20 марта 2015 года
Председательствующий А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.