ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
дело N3-13-2015
ОПРЕДЕЛЕНИ
Е
Марта 2015года Липецкий областной суд в составе:
Игнатенковой Т.А.
Фроловой О.Ф.
Председательствующего
При секретаре
Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 8 233 кв.м., расположенного по адресу "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 08.06.2012г. в размере 6 113 000 руб. в соответствии с отчетом N218/Р/14 от 21.11.2014г.
Представители ответчиков Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Липецкой области заявили ходатайство об оставлении требований ОАО "Российские железные дороги" в соответствии со ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без рассмотрения, ссылаясь на то обстоятельство, что в соответствии с требованиями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Представленное истцом в материалы дела уведомление от 30.12.2014г. N54 об отклонении заявления к рассмотрению на комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Липецкой области ввиду не предоставления полного пакета документов, установленных Федеральным законом N135- ФЗ от 29.07.1998г., нельзя рассматривать как соблюдение досудебного порядка ввиду того, что в силу ст.24.18 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
юридическое лицо может обратиться в суд только после того, как комиссия отклонила заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Заявленное ходатайство поддержано представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.
Представитель истца ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Чулыгина С.А. возражала против удовлетворения заявленного ходатайства, полагала, что представленное в материалы дела уведомление от 30.12.2014г. свидетельствует о соблюдении истцом требований ст.24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Обсудив заявленное ходатайство, суд находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно абз.2 ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Таким образом, из содержания приведенной правовой нормы следует, что для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде требуется предварительное обращение по данному вопросу в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном ст.24.18 Федерального закона N135-Ф3.
В пункте 1 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012г. N263, определено, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой " оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В соответствии с Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г. N457, таким органом является Росреестр.
Приказом руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.01.2012г. NП/19 создана комиссия по рассмотрению спорово результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Липецкой области и утвержден ее состав.
Как следует из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" не соблюден установленный Федеральным законом от 29.07.1998г. N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 21.07.2014г. N225-ФЗ) досудебный порядок урегулирования спора, доказательств этому в суд не представлено.
Из представленного истцом в материалы дела уведомления об отклонении заявления к рассмотрению на комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Липецкой области от 30.12.2014г. N54 следует, что заявление от 22.12.2014г. N26301, поданное истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Липецкой области не принято к рассмотрению, так как подано без приложения документов, указанных в ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно: не представлен отчет об оценке N218/Р/14 от 21.11.2014г. рыночной стоимости земельного участка, на основании которого оспаривается кадастровая стоимость, составленный в форме электронного документа (не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью), не представлено экспертное заключение N4476/2014-3 от 10.12.2014г., составленное ООО "Российское общество оценщиков", в форме электронного документа (не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012г ... N263, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомление от 30.12.2014г. N54 содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов.
Вместе с тем, п. 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости содержит положение, согласно которому в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в п. 13 настоящего Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных правовых норм суд не может согласиться с позицией представителя истца о том, что положения действующего законодательства дают основания говорить в данном случае о соблюдении истцом установленного Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" досудебного порядка урегулирования спора. Ссылка стороны истца в обоснование этой позиции на судебные постановления Воронежского областного суда не основана на законе.
Таким образом, ОАО "Российские железные дороги" не соблюден установленный Федеральным законом от 29.07.1998г. N135-Ф3 досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии.
В связи с изложенным исковое заявление ОАО "Российские железные дороги" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной в размере 6 113 000 руб. подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 222,224,225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исковое заявление Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной рыночной стоимости в размере 6 113 000 руб. оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Липецкого областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья
Т.А. Игнатенкова
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.