судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Маншилиной Е.И. и Поддымова А.В.
при секретаре Полухине Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Гончарова А.А. на решение Советского районного суда г. Липецка от 25 декабря 2014 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Гончарова А.А. к администрации города Липецка о признании незаконным постановления администрации города Липецка N от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением и возложении обязанность по предоставлению жилья - отказать".
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гончаров А.А. обратился с иском к администрации г. Липецка о признании незаконным постановления администрации г. Липецка N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также признании за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением и возложении на ответчика обязанности по его предоставлению. В обоснование иска указывал, что оспариваемое постановление администрации г. Липецка является незаконным, нарушая его право на получение жилья, предоставленное ему в силу Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку жильем истец до настоящего времени не обеспечен.
Определением суда от 01.12.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
В судебном заседании Гончаров А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Липецка по доверенности Чемелева Г.П. иск не признала.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Гончаров А.А. просит решение суда отменить и постановить новое об удовлетворении требований, с сылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенности Цысова Н.А. возражавшего против удовлетворения жалобы,, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу части 2 данной статьи, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма предоставлено двум категориям граждан: 1) жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ), как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.9 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста при условии постановке такого лица на соответствующий учет. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию г.Липецка с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Судом установлено, что Гончаров А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относился к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО16 и отец ФИО17 лишены родительских прав на основании решений суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Постановлением главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ N Гончаров А.А. усыновил Саввина А.А., последнему присвоены фамилия Гончаров, отчество - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ Гончаров А.А. умер.
На основании постановления заместителя главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ N Гончарова Л.Н. освобождена от попечительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего ФИО1, после чего был направлен в учреждение государственной поддержки детства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. В соответствии с ордером N от ДД.ММ.ГГГГ Гончарову А.А. предоставлено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: "адрес".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращался.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами районного суда, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Гончаров А.А. с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился лишь 17.02.2014г. в администрацию г. Липецка, которая постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ отказала истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав, что заявитель не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, на момент подачи соответствующего заявления истец статусом детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обладал, поскольку достиг возраста 30 лет.
Как правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Соответствующая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что несмотря на установление с 1 января 2013 года нового порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Каких-либо доказательств того, что истец ранее обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет, либо состоял на таком учете, в суд представлено не было. Не было представлено убедительных доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших ему своевременно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением; каких-либо препятствий в осуществлении права истца на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны государственных органов не установлено.
Поскольку Гончаров А.А. до достижения им 23 лет, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, оставшегося без попечения родителей, не обращался, отказывая в иске, суд сделал правильный вывод о том, что у Гончарова А.А. в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С учетом вышеизложенных обстоятельств в их совокупности, судебная коллегия полагает, что вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Гончарова А.А. является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права и фактически основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правильную оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 25 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гончарова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна:
Докладчик:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.