судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Малыка В.Н., Долговой Л.П.,
при секретаре Полухине Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Лебедева А.С. на решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 22 января 2015 года, которым постановлено:
Лебедеву А.С. в иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о взыскании ежемесячной денежной выплаты в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедев А.С. обратился в суд с иском, с учетом частичного отказа от исковых требований, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Липецке (далее ГУ - УПФР в г. Липецке) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжений о назначении ежемесячной денежной выплаты с удержанием стоимости набора социальных услуг в размере "данные изъяты" рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, взыскании недоплаченной ежемесячной денежной выплаты в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является ветераном боевых действий и имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ФЗ "О ветеранах". ДД.ММ.ГГГГ он впервые обратился в ГУ- УПФР в г. Липецке с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, сумма которой на момент обращения составляла "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. При подаче заявления ответчиком было нарушено его право на отказ от набора социальных услуг, в результате чего с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ЕДВ выплачивалось ему с удержанием стоимости набора социальных услуг, которыми он фактически не пользовался и не имел намерения пользоваться. Считает, что ответчиком нарушено его волеизъявление на отказ от набора социальных услуг.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Сотникова Л.В. иск не признала, ссылаясь на то, что с заявлением об отказе от набора социальных услуг гражданин может обратиться до "данные изъяты" текущего года. Поскольку истец обратился за выплатой ЕДВ ДД.ММ.ГГГГ, он уже не мог подать заявление об отказе от набора социальных услуг на "данные изъяты" и "данные изъяты".
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Лебедев А.С. просит отменить решение суда , ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права .
Выслушав объяснения представителя истца Лебедева А.С. - адвоката Лебедевой Н.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно пункту 3 ч.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (части 6, 7 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ) предусмотрено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ, в состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия; 1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу п. 3 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом , может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги) (ч. 4 ст.6.3 Закона N 178-ФЗ) .
Приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.11.2004 N 294 и от 29.12.2004 N 328 утверждены Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации и Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которыми также предусмотрено, что заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается гражданином в орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года.
Согласно п. 27 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг.
Иного порядка отказа от получения социальных услуг действующим законодательством не предусмотрено.
Из приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил дату, до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, не предусмотрена, как не предусмотрена действующим законодательством и компенсация за предоставляемые, но не использованные услуги, а также возможность продления срока для подачи заявления на отказ от набора социальных услуг.
Таким образом, срок, в течение которого гражданин вправе изменить свой выбор в отношении вида государственной социальной помощи на очередной год, ограничен федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с удостоверением серии N N, выданным УМВД России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ, Лебедев А.С. имеет права и льготы, установленные ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в г. Липецке с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "ветеран боевых действий" (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ руководителем территориального органа ПФР принято решение о назначении истцу ежемесячной денежной выплаты в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в том числе "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп на оплату социальных услуг, предусмотренных подпунктами 1, 1.1, 2 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно (л.д. 18).
В соответствии с решением и распоряжением ГУ- УПФР в г. Липецке из суммы ЕДВ в "данные изъяты".г. подлежала удержанию стоимость полного соцпакета в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Как следует из расписки-уведомления, при принятии заявления сотрудник УПФР "данные изъяты". указала состав и стоимость каждой социальной услуги, входящей в соцпакет и то, что отказ от соцпакета возможен на "данные изъяты". в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.36).
Согласно выписке из лицевого счета истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 производилась выплата ЕДВ с удержанием стоимости набора социальных услуг (л.д. 38).
ДД.ММ.ГГГГ Лебедев А.С. обратился к ответчику с заявлением об отказе от полного пакета социальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, на основании чего распоряжением УПФР в г. Липецке с ДД.ММ.ГГГГ Лебедеву А.С. установлена выплата в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., без удержания стоимости набора социальных услуг.
Поскольку заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, то есть после "данные изъяты", у ответчика не было оснований для разъяснения истцу права выразить свое волеизъявление относительно отказа от набора социальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок для подачи таких заявлений установлен Федеральным законом и не предполагает его изменения ни по желанию гражданина, ни по усмотрению территориального органа Пенсионного фонда РФ. Установленные законом сроки подачи такого заявления истцу разъяснены, что подтверждается распиской-уведомлением.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий ГУ-УПФР в г. Липецке, а также для взыскания в пользу истца стоимости набора социальных услуг за период с "данные изъяты" по "данные изъяты", является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, отказывая в иске, суд нарушил требования ст. 19 Конституции РФ, принцип равенства права истца на волеизъявление об отказе от получения социальных услуг по сравнению с ветеранами боевых действий, у которых право на получение ЕДФ возникло до ДД.ММ.ГГГГ, отклоняются судебной коллегий по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 октября 2008г. N 953-О-О указал, что нормы части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" о том, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 11 мая 2012 года N 817-О , от 3 апреля 2014 года N 686-О , от 23 октября 2014 года N2425-О установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, направлено на обеспечение его эффективного функционирования.
Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданину право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг.
Сроки подачи соответствующих заявлений и периоды предоставления мер социальной поддержки в избранной гражданином форме установлены с учетом необходимости их надлежащего финансового и организационного обеспечения и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лебедев А.С. не был лишен права на получение набора социальных услуг в натуральном виде и то обстоятельство, что он фактически не использовал данное право, не может служить основанием для взыскания в его пользу стоимости набора социальных услуг за этот период в денежном выражении.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, применены подлежащие применению нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Лебедева А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.