Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Алейниковой С.А., Сокова А.В.,
с участием прокурора Николаевой С.Н.,
при секретаре Носоревой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 31 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе врио директора МУП "Водоканал Дубровский" Косыч В.Ф. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 23 января 2015 года по иску прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП "Водоканал Дубровский" о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с исками к МУП "Дубровский районный водоканал" о возложении обязанности обеспечить изготовление проекта зоны санитарной охраны на артезианские скважины, расположенные "адрес", "адрес" "адрес", "адрес", и установить вокруг данных скважин ограждение. В обоснование иска указал, что прокуратурой Дубровского района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Брянской области в Жуковском, Дубровском, Рогнединском и Клетнянском районах проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации артезианских скважин, в ходе которой установлено, что на вышеуказанные артезианские скважины в нарушение требований п.п.1.4., 1.5., 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 не разработаны проекты зон санитарной охраны, а также отсутствует ограждение вокруг данных скважин, что также является нарушением ст. 37, ч.ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 и ст. 18 Федерального закона от 30.03.1990 г. N52-ФЗ, создает угрозу загрязнения и засорения источника водоснабжения и водопроводного сооружения, как следствие, влечет угрозу жизни и здоровью жителей городского поселения, создает опасность причинения вреда окружающей среде, приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем прокурор Дубровского района Брянской области просил суд обязать МУП "Дубровский районный водоканал" обеспечить изготовление проектов зон санитарной охраны артезианских скважин, расположенных в "адрес", "адрес" "адрес", в "адрес" и их ограждение в соответствии с п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.
Определением судьи Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ указанные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Судом привлечены к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роспотребнадзора по Брянской области в Жуковском, Дубровском, Рогнединском и Клетнянском районах, в качестве соответчиков Дубровская поселковая администрация Брянской области, администрация Дубровского района Брянской области, МУП "Водоканал Дубровский".
От исковых требований к Дубровской поселковой администрации Брянской области, МУП "Дубровский районный водоканал" прокурор отказался, определение о принятии отказа от иска судом не вынесено (л.д. 199).
Решением Дубровского районного суда от 23 января 2015 года исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал Дубровский" удовлетворены. Суд обязал МУП "Водоканал Дубровский" в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу: разработать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин муниципального образования "Дубровское городское поселение", расположенных в "адрес", "адрес", "адрес", согласно п.п.1.4., 1.5., 1.6., 1.12., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 и оградить названные зоны санитарной охраны артезианских скважин в соответствии с п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
В апелляционной жалобе врио директора МУП "Водоканал Дубровский" Косыч В.Ф. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы повторяет доводы, приведенные в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Дубровского района Тарасов О.Л. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель МУП "Водоканал Дубровский" Платонова Е.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Прокурор Николаева С.Н. полагала решение суда законным и не подлежащим отмене.
От начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Жуковском, Дубровском, Рогнединском и Клетнянском районах Козьменко Ю.А. поступило письменное ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело без участия Роспотребнадзора.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения явившихся участников процесса, доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ст. 5 п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу положений части 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно частям 1 и 3 ст. 39 Федерального закона ФЗ - 52 от 30.03.1999 г. "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ), на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 14.03.2002 г. N 10 утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.4. данных Санитарных правил и норм ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.6., п.1.12., п. 1.13. указанных выше Санитарных правил и норм организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Как следует из п. 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
Как следует из материалов дела, источниками водоснабжения населения Дубровского городского поселения являются артезианские скважины, расположенные "адрес", "адрес", "адрес", в "адрес", относящиеся к муниципальной собственности Дубровского городского поселения, которые в силу распоряжения Дубровской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ N переданы на праве хозяйственного ведения МУП "Водоканал Дубровский" (л.д. 98, 99-112).
Распоряжением Дубровской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ N МУП "Водоканал Дубровский" наделен статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО "Дубровское городское поселение" (л.д.55).
Из решения Дубровского районного Совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в Устав муниципального образования "Дубровский район" следует, что статья 33 настоящего Устава дополнена частью 6 следующего содержания: "на администрацию Дубровского района возлагается исполнение полномочий Дубровской поселковой администрации на основании абз. 3 ч. 2 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и в соответствии с Уставом МО "Дубровское городское поселение" (л.д. 125-127).
В силу Устава МУП "Водоканал Дубровский" является коммерческой организацией, осуществляет обеспечение бесперебойного и надежного водоснабжения и водоотведения потребителей на обслуживаемой территории, осуществляет распределение воды, удаление и обработку сточных вод, сбор и очистку воды. Для выполнения своих задач Предприятие осуществляет следующие функции: организация содержания, технической эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального, водопроводно и энергетического хозяйства социальной и инженерной инфраструктуры Дубровского городского поселения, составляет сметы на содержание, эксплуатацию и ремонт объектов и другие.
Согласно справке по результатам проведенной совместной проверки выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации артезианских скважин на территории пгт Дубровка Брянской области начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Жуковском, Дубровском, Рогнединском и Клетнянском районах от ДД.ММ.ГГГГ артезианская скважина в "адрес" не имеет ограждения зоны строгого санитарного режима (зоны санитарной охраны 1 пояса); отсутствует разработанный проект зоны санитарной охраны для водозабора, артезианская скважина по "адрес" не имеет ограждения зоны строгого санитарного режима (зоны санитарной охраны 1 пояса); в отсутствие обоснования на сокращение минимального расстояния не выдержано расстояние от водозабора до жилой застройки (не менее 30 метров), отсутствует разработанный проект зоны санитарной охраны для водозабора, артезианская скважина по "адрес" не имеет ограждения зоны строгого санитарного режима (зоны санитарной охраны 1 пояса); в отсутствие обоснования на сокращение минимального расстояния не выдержано расстояние от водозабора до жилой застройки (не менее 30 метров), отсутствует разработанный проект зоны санитарной охраны для водозабора, артезианская скважина в "адрес" не имеет ограждения зоны строгого санитарного режима; отсутствует разработанный проект зоны санитарной охраны для водозабора, артезианская скважина в "адрес" не имеет ограждения зоны строгого санитарного режима; отсутствует разработанный проект зоны санитарной охраны для водозабора (л.д. 17-20).
С учетом изложенного, на основании имеющихся в деле доказательств, разрешая спор по существу, суд пришел к законным и обоснованным выводам о том, что заявленные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал Дубровский" обоснованы и подлежат удовлетворению.
Обоснован вывод суда о разумности шестимесячного срока исполнения данных работ.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. ст. 210, 294 ГК РФ МУП "Водоканал Дубровский" как юридическое лицо, распоряжающееся спорными артезианскими скважинами на праве хозяйственного ведения, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, поскольку право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности.
Более того, как верно указал суд, МУП "Водоканал Дубровский" спорные скважины переданы и приняты на праве хозяйственного ведения, в силу действующего законодательства, на законных основаниях, его право никем не оспорено, и самоустранение от выполнения своих обязательств вследствие передачи ему спорного имущества, а также незаконная эксплуатация скважин МУП "Дубровский районный водоканал", не свидетельствует об освобождении МУП "Водоканал Дубровский" от соответствующих обязанностей и ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда законно и обоснованно, нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении дела судебной коллегией не установлено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубровского районного суда Брянской области от 23 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.