Судья Верховного суда Республики Коми Ошманкевич Р.А.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 июня 2014 года жалобу Отдела надзорной деятельности "Адрес обезличен" Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС по "Адрес обезличен" на решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому
постановление государственного инспектора "Адрес обезличен" по пожарному надзору "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о привлечении У.А.Б. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, административное производство прекращено, жалоба удовлетворена.
УСТАНОВИЛ:
У.А.Б. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора "Адрес обезличен" по пожарному надзору "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о привлечении ее к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с которым она не согласилась, поскольку здание детского сада построено в то время, когда при проектировании и строительстве зданий не применялись требования пожарной безопасности по ширине эвакуационных выходов как в СНиП 21-01-97, в Своде правил 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты "Эвакуационные выходы". Для приведения эвакуационных выходов в соответствии с действующим законодательством о пожарной безопасности необходимо расширить часть проходов, расположенных между капитальными стенами, что может привести к утрате функциональной стойкости здания детского сада. Для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, необходимы значительные денежные средства, которых у детского сада нет. Она неоднократно обращалась в Управление образованием администрации МО МР " ... " о выделении денежных средств, чего сделано не было.
Также указывала, что в административных протоколах указано, что они составлены в ее отсутствие, хотя она была, ознакомилась с актом проверки, но отказалась подписываться, так не согласна была с нарушением. При привлечении к административной ответственности не было учтено, что отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, выявленные нарушения не являются грубыми.
В судебном заседании У.А.Б. поддержала жалобу.
Старший инспектор Отдела надзорной деятельности "Адрес обезличен" с жалобой не согласился.
Судья вынес указанное выше решение.
В жалобе представитель Отдела надзорной деятельности "Адрес обезличен" не согласен с решением судьи и просит его отменить, указывая на обоснованность вынесения постановление должностного лица от "Дата обезличена".
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, "Дата обезличена" старшим инспектором ОНД "Адрес обезличен" УНД ГУ МЧС по РК на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности на основании плановой выездной проверки по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МДОУ " ... расположенного в "Адрес обезличен" в период с ... по "Дата обезличена" составлен акт проверки, из которого следует, что должностным лицом установлены факты нарушения заявителем статьи 4 Федерального закона от "Дата обезличена" N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.3.4 ... 5.2.14, 5.1.1 Свода правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункт 6.27, 6.16. 6.28 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", п.1.15 СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения, пункт 6.9 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", выразившиеся в не соответствии ширины и высоты эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
За нарушение требований пожарной безопасности в части несоответствия ширины и высоты эвакуационных дверей в здании детского сада старшим инспектором ОНД в "Адрес обезличен" К.Е.Ю. составлены протоколы об административном правонарушении от "Дата обезличена" по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от "Дата обезличена" "Номер обезличен" заявитель привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением административного взыскания в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статьям 2.1, 2.2, 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается лишь виновное противоправное действие (бездействие) лица, которое может быть совершено умышленно или неосторожно; должностное лицо подлежит административной ответственности лишь в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу пункта 2 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313, ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несут лишь должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности.
Следовательно, по части 4 статьи 20.4 Кодекса к ответственности может быть привлечено должностное лицо, которое вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей умышленно или неосторожно нарушило вышеуказанные требования пожарной безопасности, в связи с чем по делу допустимыми доказательствами должно быть установлено: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, 2) нарушение именно данным лицом соответствующих требований пожарной безопасности, 3) вина данного лица, т.е. что соответствующее нарушение совершено лицом умышленно или неосторожно.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 38 того же Федерального закона, руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно материалам дела, проверка соблюдений требований пожарной безопасности в детском саду произведена в период с ... по "Дата обезличена", при этом установлено, что ...
Прекращая производство по делу за отсутствием состава правонарушения, судья районного суда правильно указал, что У.А.Б. всего лишь ... месяца исполняет обязанности заведующей детским учреждением, в связи с чем не имела реальной возможности устранить имеющиеся недостатки, судья правильно указал на отсутствие достаточных доказательств виновности заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Также следует согласиться с выводом судьи об отсутствии виновных действий со стороны заявителя в совершении вменяемого правонарушения по тем основаниям, что на основании письма ОСП по "Адрес обезличен", У.А.Б. в полном объеме исполнила решение суда от "Дата обезличена" в части ряда мероприятий, направленных на исполнение законодательства по пожарной безопасности со сроком исполнения до "Дата обезличена". Данным решением установлен срок по приведению эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу из подготовительной группы и из старшей группы (отражены в постановлении) требованиям пожарной безопасности в срок до "Дата обезличена". При этом судья учел, что У.А.Б. принимаются меры к исполнению данного решения в этой части, а именно составляются сметы на проведение работ, изыскиваются денежные средства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении У.А.Б. за отсутствием состава административного правонарушения и признал оспариваемое постановление должностного лица незаконным.
Оснований для переоценки выводов судьи районного суда, положенных в основу обжалуемого постановления, не усматривается, в связи с чем доводы жалобы Отдела надзорной деятельности "Адрес обезличен" Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС по Республике Коми удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, жалобу Отдела надзорной деятельности "Адрес обезличен" Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС по "Адрес обезличен" - без удовлетворения.
Судья Р.А. Ошманкевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.