Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Титовой В.В.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
при секретаре Морозовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Шишлакова В. В.
на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2014 года по делу по заявлению Шишлакова В. В. об оспаривании постановления Администрации города " ... ", протокола проведения публичных слушаний.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишлаков В.В. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил отменить постановление Администрации города " ... " от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении проекта планировки территории земельного участка, расположенного в г. " ... " Алтайского края в границах улиц "адрес"" и протокол проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГ по проекту планировки территории в границах вышеназванного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГ обратился в Администрацию города " ... " с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта недвижимости административно-бытового назначения. Однако Администрацией города установленный статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков соблюден не был. Напротив, испрашиваемый им земельный участок сформирован для строительства жилого многоквартирного дома, то есть с иным видом разрешенного использования, что является нарушением статьи 18 Конституции Российской Федерации. Такими действиями Администрация фактически отказала ему в предоставлении спорного земельного участка, что не допустимо в силу положений части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. О проведении публичных слушаний ни он, ни ООО " " ... "", являющееся собственником смежного земельного участка, заказным письмом уведомлены не были. Проект планировки территории нарушает п.6.39 Строительных норм и правил 2.07.01.-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений", поскольку расстояние от границы парковки до жилого дома должно быть 15 м.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Шишлаков В.В. просит решение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что публичные слушания должны были проводиться с обязательным уведомлением собственников смежных земельных участков, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в результате формирования земельного участка. Однако ООО " " ... "" о проведении публичных слушаний уведомлено не было, в связи с чем он был лишен возможности направить возражения и замечания относительно проекта планировки территории в установленный законом срок. Судом не учтено, что на спорном земельном участке располагается ливневая канализация, возведенная им при строительстве торгового центра.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация города " ... " просит оставить решение суда без изменения.
Шишлаков В.В., уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, сведения о причинах неявки не представил, с ходатайством об отложении не обращался, в связи с чем на основании части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя Шишлакова В.В. - Полюх А.М., представителей администрации города " ... ", заключение прокурора Текутьевой Я.В., судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения на основании пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу части 2 статьи 252 указанного Кодекса заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.
Таким образом, по делам об оспаривании нормативного правового акта прокурор является лицом, участвующим в деле (статья 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако суд первой инстанции правильно установив, что оспариваемое постановление администрации города " ... " от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении проекта планировки территории земельного участка, расположенного в г. " ... " Алтайского края, в границах улиц "адрес"" является нормативно-правовым актом, рассмотрел заявление Шишлакова В.В. без извещения и участия прокурора города " ... ".
Допущенное нарушение норм процессуального права является существенным и влечет отмену решения суда первой инстанции.
Рассматривая дело по существу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шишлакова В.В.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 46 названного Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 10). Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11). Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14).
В Уставе муниципального образования городского округа город " ... " Алтайского края закреплено, что муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию, публикуются в газете " " ... "" и на официальном сайте города " ... " в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Уставом предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (статья 16).Пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06 февраля 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что на публичные слушания должны выноситься проекты планировки территории и проекты межевания территорий.
Порядок организации о проведения публичных слушаний в городе " ... " установлен в Положении "О публичных слушаниях в городе " ... "", утвержденном постановлением Новоалтайского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ *** с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ (далее по тексту Положение о публичных слушаниях).
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 3 Положения о публичных слушаниях на публичные слушания в обязательном порядке выносятся проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решений органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ главой Администрации г. " ... " вынесено постановление *** "О подготовке документации по проекту планировки территории земельного участка, расположенного в г. " ... " Алтайского края, в границах улиц "адрес"", которое опубликовано в официальном печатном издании " " ... "" от ДД.ММ.ГГ и размещено на официальном сайте города " ... " в сети Интернет. Требования части 1 статьи 11.1 Положения о публичных слушаниях соблюдены.
Документация по планировке территории подготовлена с соблюдением положений части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании документов территориального планирования, что подтверждается схемой размещения участка в плане г. " ... ", согласно которой участок предназначен для размещения многоэтажной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГ главой города " ... " вынесено постановление *** "О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории земельного участка, расположенного в г. " ... " Алтайского края в границах улиц "адрес"". Утвержден состав организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний. Постановление опубликовано в газете " " ... "" от ДД.ММ.ГГ и размещено на официальном сайте города " ... " в сети Интернет. Информационное сообщение организационного комитета о времени и месте проведения публичных слушаний, назначенных на ДД.ММ.ГГ, опубликовано в газете " " ... "" в этот же день ( ДД.ММ.ГГ) с соблюдением установленного статьей 7 Положения о публичных слушаниях десятидневного срока. Содержание оповещения соответствует положениям названной нормы, в нем указан почтовый адрес, по которому принимаются рекомендации и предложения по вопросу публичных слушаний. Соответственно, отсутствие в данном оповещении ссылки на то, что по этому адресу можно ознакомиться с проектом муниципального правового акта, вынесенным на публичные слушания, не является существенным нарушением процедуры проведения публичных слушаний, поскольку населению муниципального образования была обеспечена реальная возможность ознакомиться с проектом.
Публичные слушания по проекту планировки территории в границах земельного участка, расположенного в г. " ... " Алтайского края в границах улиц "адрес" состоялись ДД.ММ.ГГ в " ... " часов в зале заседаний (каб. ***) по адресу "адрес", что подтверждается протоколом публичных слушаний от ДД.ММ.ГГ и итоговым документом о результатах публичных слушаний (заключением) от ДД.ММ.ГГ, размещенным на официальном сайте города " ... " в сети Интернет от ДД.ММ.ГГ.
При этом согласно протоколу в публичных слушаниях приняли участие 8 участников, всего присутствовало 13 человек. Заявитель Шишлаков В.В. принимал участие в публичных слушаниях без права выступления на публичных слушаниях, так как не внес в организационный комитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных слушаний, задавал вопросы участникам публичных слушаний с правом выступления.
Из протокола также следует, что по результатам публичных слушаний за предложение об утверждении проекта планировки территории в границах земельного участка, расположенного в г. " ... ", в границах улиц "адрес", и даче рекомендации главе Администрации г. " ... " утвердить предложенный проект, 8 участников проголосовали "за", предложение принято единогласно.
Все предложения и рекомендации (замечания), касающиеся рассматриваемого проекта планировки территории, отражены в протоколе публичных слушаний и заключении о результатах публичных слушаний и рассмотрены главой Администрации г. " ... " при принятии решения в соответствии с пунктом 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о проведении публичных слушаний.
Составление протокола после окончания публичных слушаний является неотъемлемой частью процедуры их проведения. Как установлено судебной коллегией порядок проведения публичных слушаний и составления протокола не нарушен, содержание протокола соответствует предъявляемым к нему требованиям. Кроме того, самостоятельного значения данный протокол не имеет, учитывается главой Администрации города наряду с заключением о результатах публичных слушаний, в связи с чем оснований для удовлетворения требований об отмене данного протокола не имеется.
Постановлением главы Администрации г. " ... " от ДД.ММ.ГГ *** утвержден проект планировки территории в границах земельного участка, расположенного в г. " ... " Алтайского края в границах улиц "адрес". Указанное постановление опубликовано в газете " " ... "" ДД.ММ.ГГ, а также вместе с утвержденным проектом планировки размещено в сети Интернет на официальном сайте города " ... ".
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, судебная коллегия приходит к выводу, что существенные положения статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения о публичных слушаниях, регулирующие порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории, и утверждение данного проекта главой Администрации города " ... " нарушены не были.
Принимая во внимание, что оповещение о проведении публичных слушаний произведено надлежащим образом и заблаговременно, в связи с чем заявитель имел реальную возможность ознакомится с проектом планировки территории (по указанному в извещении адресу) и не был лишен возможности представлять свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту, принял участие в публичных слушаниях, судебная коллегия приходит к выводу, что само по себе неопубликование проекта планировки территории, для обсуждения которого назначены публичные слушания, несоблюдение месячного срока проведения этих слушаний с учетом фактических обстоятельств дела и представленных по делу доказательств в их совокупности не является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого акта и не может повлечь признание итогов публичных слушаний недействительными.
Ссылку заявителя и его представителя о нарушении принятием названного постановления статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации нельзя признать правильной, поскольку Шишлаковым В.В. не оспариваются действия либо бездействие Администрации по рассмотрению его заявлений о предоставлении земельного участка, следовательно, данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
Довод о нарушении оспариваемым постановлением прав Шишлакова В.В. лишен оснований, поскольку заявитель не является правообладателем земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта планировки; вопрос о предварительном размещении объекта недвижимости не решен, проект планировки территории по заявлению Шишлакова В.В. не разрабатывался и не утверждался в установленном законом порядке.
Доводы заявителя о том, что публичные слушания проведены без уведомления правообладателей смежных земельных участков, а также без уведомления Шишлакова В.В., чьи права могут быть нарушены в связи с реализацией этого проекта, отклоняются как основанные на неправильном понимании и толковании правовых норм, регламентирующих процедуру проведения публичных слушаний. Так, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации, ни Положение о проведении публичных слушаний не предусматривают такой способ извещения населения, как направление заказного письма с уведомлением, а, как указано выше, установленная процедура оповещения о проведении публичных слушаний была соблюдена. Кроме того, Шишлаков В.В. принимал участие в публичных слушаниях, что опровергает его утверждения об отсутствии надлежащего извещения.
Доводы Шишлакова В.В. о наличии на спорном земельном участке принадлежащей ему ливневой канализации не принимаются, так как соответствующих допустимых доказательств в подтверждение данных утверждений суду не представлено. Имеющиеся в материалах дела документы о возведении ООО " " ... "" на другом земельном участке по "адрес" ливневой канализации таковыми не являются.
Ссылка заявителя о предполагаемом размещении жилого дома на расстоянии менее 15 метров от автомобильной парковки, расположенной на земельном участке, принадлежащем ООО " " ... "", с нарушением СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений не может быть принята, поскольку данное обстоятельство прав заявителя не нарушает.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий главы Администрации города " ... " с соблюдением требований законодательства к его форме, при отсутствии нарушения существенных положений закона и правовых актов, регулирующих процедуру его принятия, закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами, не нарушает, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Шишлакову В. В. в удовлетворении требований об оспаривании постановления администрации города " ... " от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении проекта планировки территории земельного участка, расположенного в г. " ... " Алтайского края, в границах улиц "адрес"" и протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГ отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.