Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию Администрации Волчихинского района Алтайского края
на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года по иску прокурора Волчихинского района, действующего в интересах Ч.В.А. к МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волчихинского района, действуя в интересах Ч.В.А., обратился в суд с иском к МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" о признании незаконными действий ответчика по начислению и выплате Ч.В.А. заработной платы ниже установленного трудовым законодательством РФ, возложении обязанности установить Ч.В.А. с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25% до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений, взыскании с ответчика недоначисленную заработную плату за сентябрь-октябрь месяц 2014 года в размере *** рублей *** копейку.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной в МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что Ч.В.А. - уборщице служебных помещений МКОУ "Волчихинская средняя школа N2", принятой на работу ДД.ММ.ГГ года, заработная плата начисляется и выплачивается работодателем в размере, не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года постановлено:
Признать незаконными действия МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" по начислению и выплате Ч.В.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Обязать МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" установить заработную плату Ч.В.А. с ДД.ММ.ГГ в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство, либо до прекращения трудовых отношений.
Взыскать с МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" в пользу Ч.В.А. недоначисленную заработную плату за сентябрь-октябрь месяц 2014 года в размере *** рублей *** копейку.
Взыскать с МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" в доход бюджета муниципального образования Волчихинский район Алтайского края государственную пошлину в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица комитета по образованию Администрации Волчихинского района Алтайского края просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем установленный на территории Волчихинского района коэффициент нельзя признать коэффициентом, применяемым за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Требования закона о начислении районного коэффициента к заработной плате, размер которой не может быть ниже МРОТ, не распространяются на спорные правоотношения.
Прокурор в письменных возражениях просил решение оставить без изменения.
Процессуальный истец прокурор М. просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о судебном разбирательстве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Судом установлено, что Ч.В.А. состоит в трудовых отношениях с МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" в должности уборщика служебных помещений.
Согласно условиям трудового договора заработная плата истцу начислялась путем доведения до МРОТ с учетом районного коэффициента 20%.
В сентябре-октябре 2014 года Ч.В.А. отработала норму рабочего времени и выполнила нормы труда, начисленная заработная плата составила по *** рубля *** копейки в месяц, то есть ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента 25 %.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).
В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.133 ТК РФ).
По смыслу вышеприведенных норм права институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1,2 ст.135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст.ст.146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 17.08.1971 N325/24 был утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате до 1,25, в том числе для г.Алейска Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в размере *** рублей в месяц.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Региональным соглашением между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края "О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы", заключенным 14.02.2013 и вступившим в законную силу 26.02.2013, установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в Алтайском крае - в соответствии с Федеральным законом от 19.06. 2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е. не менее *** руб. (п.3.1.1.).
При таких обстоятельствах, заработная плата Ч.В.А. при условии полной отработки месячной нормы рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) с учетом минимального размера оплаты труда - *** руб. и районного коэффициента - 1,25 не могла быть ниже *** руб. *** коп.
Довод апелляционной жалобы о том, что Алтайский край не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заслуживает внимания, однако не влияет на законность и обоснованность постановленного судом решения.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
На основании статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в силу положений статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Согласно совместного Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС N 325/24 от 17 августа 1971 г., размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Волчихинского района.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997г., расходы на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных, в частности, в Волчихинском районе Алтайского края, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы.
В силу статьи 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Ч.В.А..
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им свою оценку, с которой судебная коллегия соглашается. Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию Администрации Волчихинского района Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.