Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И..
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию администрации Вочихинского района Алтайского края
на решение Вочихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года по делу по иску прокурора Волчихинского района, действующего в интересах Юнг Натальи Андреевны к МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волчихинского района, действуя в интересах Юнг Н.А. обратился в суд с иском к МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" о признании незаконными действий ответчика по начислению и выплате Юнг Н.А. заработной платы ниже установленного трудовым законодательством РФ, возложении обязанности установить Юнг Н.А. с 01.11.2014 года заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25% до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений, взыскании с ответчика заработной плату за октябрь 2014 года в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной в МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что Юнг Н.А. - уборщице МКОУ "Волчихинская средняя школа N2", принятой на работу 01.08.2000 года, заработная плата начисляется и выплачивается работодателем в размере, не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
При отсутствии действующего регионального соглашения необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.
В настоящее время в Алтайском крае действует региональное соглашение, заключенное 14.02.2013 года между Администрацией края, Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов и краевым объединением работодателей N 17-11-1-05 о размере минимальной заработной платы на 2013-2015 годы.
Согласно п.3.1.1 данного Соглашения минимальная заработная плата для работников бюджетного сектора экономики в 2014 году установлена в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N82-ФЗ (ред. 02.12.2013г.) "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. ФЗ от 03.12.2013г. N336-ФЗ) в размере "данные изъяты" рубля в месяц.
Постановлением Правительства РФ N 1631 от 27.12.1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 01.01.1998 года районного коэффициента к заработной плате с 20 до 25%, в том числе и для Волчихинского района, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
Поэтому за октябрь 2014 года общий размер не начисленной Вяткиной Н.Н.заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика, составляет "данные изъяты" рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" Ключников П.И. исковые требования прокурора признал, предоставив заявление.
Решением Вочихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Признаны незаконными действия МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" по начислению и выплате Юнг Н.А. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
На МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" возложена обязанность установить заработную плату Юнг Н.А. с 01.11.2014 года в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство, либо до прекращения трудовых отношений.
Взыскана с МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" в пользу Вяткиной Н.Н. недоначисленная заработная плата за октябрь 2014 года в размере "данные изъяты" рублей, в доход бюджета муниципального образования Волчихинский район Алтайского края госпошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе третье лицо Комитет по образованию администрации Вочихинского района Алтайского края просит решение суда отменить.
В обоснование доводов ссылается на то, что финансирование работников МКОУ "Волчихинская средняя школа N 2" осуществляется Комитетом, поэтому затронуты его права; истцу начислялась и выплачивалась минимальная заработная плата и районный коэффициент до уровня МРОТ, поэтому начисление районного коэффициента сверх МРОТ, по мнению апеллянта, незаконно; кроме того, Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями.
В суде апелляционной инстанции прокурор Текутьева Я.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" является юридическим лицом - Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением образования.
Юнг Н.А. состоит в трудовых отношениях с МКОУ "Волчихинская средняя школа N2" с 2000 года в должности уборщицы, в соответствии со штатным расписанием, трудовым договором и расчетными листками ей установлен оклад (тарифная ставка) с применением районного коэффицента 20% ниже установленного минимального размера оплаты.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, районный суд обоснованно исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в указанном районе.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК Российской Федерации).
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,5.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Волчихинского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Волчихинского района. Расходы, согласно Постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Указанное Постановление не носит рекомендательный характер и для его реализации не имеется необходимости издания соответствующего нормативного правового акта краевого уровня.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.
Доводы жалобы о том, что истцу начислялась и выплачивалась минимальная заработная плата и районный коэффициент до уровня МРОТ, поэтому начисление районного коэффициента сверх МРОТ является незаконным, признаются судебной коллегией несостоятельными.
В силу ст. 129 ТК РФ в заработную плату включены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, тогда как при исчислении заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, районный коэффициент применяется свыше этого размера.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из системного толкования положений части 1 статьи 129, части 3 статьи 133, статьи 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2000 года N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года N336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года установлен в размере 5 554 рубля в месяц.
Поскольку действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента за работу в неблагоприятных климатических условиях, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ, а в данном случае размер заработной платы Юнг Н.А. по трудовому договору составляет 5 554 рубля на 1 ставку уже с учётом районного коэффициента, судебная коллегия приходит к выводу, что начисление заработной платы истцу происходит с нарушением действующего законодательства.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно признано право Юнг Н.А. на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Таким образом, доводы жалобы в указанной части не влияют на законность решения, а имеющаяся система оплаты труда, в свою очередь, не должна противоречить действующему законодательству и нарушать права работника.
При разрешении данного дела суд правомерно исходил из того, что по смыслу ст. 133, 133.1 ТК РФ, заработная плата работника не может быть менее установленного минимального размера оплаты при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями.
Судебная коллегия находит, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию администрации Вочихинского района Алтайского края на решение Вочихинского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.