Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Ивановой О.Д.
судей Быстровой М.Г., Макурина В.М.
при секретаре Варовой С.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Быстровой М.Г.
гражданское дело по иску Сычевой О.С. к Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Сычевой О.С.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 15 сентября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Сычевой О.С. к Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании права собственности на земельный участок - оставить без удовлетворения.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сычева О.С. обратилась в суд с иском к администрации Емельяновского района (с учетом уточнения) о признании за ней права собственности на земельный участок N, общей площадью 616 кв.м., расположенный в СНТ "Жемчуг" ост. "адрес".
Требования мотивировала тем, что с 2001 года она является членом садового товарищества "Жемчуг", которое создано при Красноярском производственном объединении "Железобетон", а ныне переименовано в СНТ "Жемчуг". Ей, как члену данного садового товарищества в 2001 году предоставлен земельный участок N, однако оформить право собственности на этот земельный участок она не может ввиду отказа Администрации Емельяновского района в оформлении правоустанавливающих документов на этот земельный участок.
Судом постановлено приведенное выше решение.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Сычева О.С. не предоставила доказательств принятия ее в члены СНТ "Жемчуг" на общем собрании садоводов, а также не предоставила проект организации и застройки СНТ "Жемчуг", при наличии которого СНТ "Жемчуг" имело право закрепить за ней земельный участок, не предоставила доказательств, подтверждающих, что СНТ "Жемчуг" является правопреемником СТ "Жемчуг", а также не предоставила доказательств, подтверждающих, что земельный участок был предоставлен ей на основании акта органа местного самоуправления или иного документа, удостоверяющего ее право на спорный земельный участок, поскольку в 1992 году постановлением Администрации Емельяновского района от 5 октября 1992 года N 633 земельные участки, предоставленные для садоводства, были переданы в собственность членам садоводческих товариществ, в том числе и членам СТ Жемчуг", однако Сычева О.С. на тот момент членом данного товарищества не являлась.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Сычева О.С. просит это решение отменить, указывая, что судом неверно применены нормы права и дана неверная оценка обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Емельяновского района просит в удовлетворении апелляционной жалобы Сычевой О.С. отказать, поскольку спорный земельный участок не состоит на кадастровом учете, не идентифицирован, не сформирован и не выделен в установленном законом порядке как объект права, не предоставлен проект организации и застройки садоводческого товарищества, в соответствии с которым осуществлялось распределение земельных участков в этом товариществе, не доказано, что спорный земельный участок находится в границах земельного участка, предоставленного СНТ "Жемчуг".
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав объяснения представителя Сычевой О.С. - Тумусовой А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, и полагая в соответствии со ст. 167 ГПК РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, но не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.9.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как видно из материалов дела, Сычева О.С. в 2001 году была принята в члены СТ "Жемчуг" созданного при Красноярского производственном объединении (КПО) "Железобетон", которое в дальнейшем преобразовано в СНТ "Жемчуг", что подтверждается представленным в суд апелляционной инстанции протоколом N общего собрания СТ "Жемчуг", уставом СНТ "Жемчуг".
При принятии Сычевой О.С. в члены данного садового товарищества ей был выделен в пользование земельный участок N, что подтверждается выпиской из протокола собрания садоводов и членской книжкой садовода от 2001 года.
Согласно уведомления о государственной регистрации права от 11.03.2014, права на этот земельный участок отсутствуют, права требования, аресты, запрещения также отсутствуют (не зарегистрированы).
При этом, как следует из публичной кадастровой карты, земельный участок, выделенный СНТ "Жемчуг", обозначенный на публичной кадастровой карте в квартале 24:11:410432 по адресу: "адрес", на кадастровом учете также не состоит и границы его в установленном законом порядке не определены, что подтверждается и ответом Кадастровой палаты по Красноярскому краю на запрос суда апелляционной инстанции.
В то же время из дела видно, что СНТ (СТ) "Жемчуг" создано при КПО "Железобетон", которому решением исполкома Емельяновского райсовета народных депутатов от 12 февраля 1988 года N 58 для коллективного садоводства был предоставлен земельный участок площадью 20 га из земель государственного лесного фонда Мининского лесхоза, с правом вырубки деревьев (л.д 37).
На основании этого решения КПО "Железобетон" выдан государственный акт о закреплении за ним бессрочного и бесплатного пользования земельным участком для коллективного садоводства площадь. (л.д. 38)
Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края от 5 октября 1992 года N 633 ранее предоставленные для садоводства земельные участки переданы в собственность членам садоводческих товариществ на территории района (л.д. 9), после чего на основании этого постановления СТ (ныне СНТ) "Жемчуг" выдано временное свидетельство "данные изъяты" на право собственности, право пользования землей площадью 1,3800 га, без указания категории земли.
До настоящего времени категория данного земельного участка, указанная при его предоставлении как "земли государственного лесного фонда", не изменена, что подтверждается справкой КБУ "Емельяновское лесничество" от 3 марта 2015 года N 97, согласно которой земельный участок, расположенный согласно данным публичной карты в квартале 24:11:410432 по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, а равно и входящий в состав этого земельного участка участок N, расположены на землях государственного лесного фонда Мининского лесничества.
Таким образом, из содержания вышеуказанных документов следует, что земельный участок для садоводства был выделен в 1988 году КПО "Железобетон", а затем созданному при нем СТ (СНТ) "Жемчуг" для ведения коллективного садоводства из земель государственного лесного фонда исполкомом Емельяновского райсовета, то есть местным органом самоуправления.
Между тем, согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. (часть вторая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ).
В соответствии со статьей 74 ЗК РСФСР 1970 года, действовавшей до принятия нового Земельного кодекса РФ, земельные участки для коллективного садоводства могли предоставляться предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов. При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могли предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов.
При этом статьей 13 ЗК РСФСР 1970 года предусматривалось, что предоставление земельных участков из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов относилось к компетенции исполнительных комитетов областных, краевых Советов народных депутатов, а не к компетенции местных органов самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ земельный участок должен относиться только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременно к двум категориям земель, недопустимо.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из приведенных норм закона следует, что при включении земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель из государственного лесного фонда в муниципальную собственность не происходит.
Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент принятия исполкомом Емельяновского райсовета депутатов решения о предоставлении земельного участка для ведения садоводства КПО "Железобетон" и созданному при нем СТ (СНТ) Жемчуг" земельного участка из земель государственного лесного фонда, не предоставляло органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
В этой связи до принятия в установленном законом порядке решения о переводе предоставленного СНТ "Жемчуг" земельного участка из категории "земли государственного лесного фонда" в иную категорию, из которой допускается предоставление земельных участков для ведения садоводства, не имеется законных оснований для передачи в собственность Сычевой О.С. земельного участка, расположенного на землях государственного лесного фонда, в отношении которого решение о предоставлении его для садоводства принято неуполномоченным на то органом местного самоуправления.
Кроме того, из предоставленных председателем СНТ "Жемчуг" документов видно, что спорный земельный участок N 131, который в 2001 году предоставлен в пользование Сычевой О.С. при принятии ее в члены СНТ, ранее был предоставлен в пользование другому лицу- Б., однако документов, подтверждающих, что Б ... исключен из членов СНТ и утратил право пользования спорным земельным участком, и этот земельный участок был свободен на момент предоставления его в пользование Сычевой О.С., не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Сычевой О.С. признает правильным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, в связи с чем основанием для отмены судебного решения не являются.
Ссылка на неправильное установление судом первой инстанции обстоятельств дела также не может быть принята во внимание, поскольку это не привело к принятию неправильного судебного решения.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сычевой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.