Судья: Каржавина Н.С.
Гр. дело N 33-2761
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Журавлевой Т.Г.,
и судей Раскатовой Н.Н., Салтыковой Л.В.,
при секретаре К.Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 июля 2014 г., с учетом определения суда от 11 ноября 2014 года об исправлении описки, которым постановлено:
Признать решение заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России ***/1/****** от 28 октября 2013 г. необоснованным и подлежащим отмене.
Обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ пересмотреть свое решение о снятии с учета Б.С.В. и членов его семьи, приняв обоснованное решение с учетом всех обстоятельств.
установила:
Б.С.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ о признании решения незаконным, обязании принять решение о восстановлении в списках нуждающихся.
В обоснование своих требований истец ссылался на следующие обстоятельства.
Он проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинском звании "подполковник" в воинской части, дислоцируемой в г. Москве. Имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет. Решением жилищной комиссии Главного командования Сухопутных войск от 11 июня 20** г. признан нуждающимся в жилых помещениях по договорам социального найма. Приказом главнокомандующего сухопутными войсками N *** от **.**.20** г. занимаемая истцом воинская должность сокращена, в связи с чем истец подлежит увольнению в запас. В настоящее время истец и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания как на территории Российской Федерации, в том числе и в г. Москве, не имеют, проживают в жилом помещении на условиях поднайма. В связи с предстоящим увольнением с военной службы истец избрал дальнейшим местом жительства г. Москву.
Решением заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России N ***/1/***** от 28 октября 2013 г. было отказано в предоставлении распределенной квартиры по адресу: г. Москва, ул. ********, д. **, корп. **, кв. *** - ***, и истец со своей семьей снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. В обжалуемом Решении ответчик сослался на пункты 17 - 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280, и пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С данным решением Б.С.В. не согласен, просил суд признать решение заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России N ***/1/***** от 28 октября 2013 г. незаконным и отменить его; обязать Департамент жилищного обеспечения Минобороны России принять решение о восстановлении списках нуждающихся, об обеспечении истца и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы по нормам, предусмотренным жилищным законодательством путем предоставления жилья в натуре или предоставления жилищной субсидии.
Истец в судебное заседании явился, исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ДЖО Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Возражений по существу иска не представил, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет иска, Б.А.С., Б.Н.А., Б.Н.В., Б.Д.С., П.В.А., извещены надлежащим образом, в суд не явились, просили суд о рассмотрении в свое отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность постановленного судом решения проверена в апелляционном порядке.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В заседание судебной коллегии явился истец Б.С.В. и его представитель - А.С.Л., которые с решением суда согласны, представили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Из материалов гражданского дела следует, что в период прохождения военной службы Б.С.В. и членам его семьи на условиях социального найма было предоставлено жилое помещение общей площадью 67,6 кв.м. по адресу: г. Псков, ул. *******, д. **, кв. **. Указанное жилое помещение было приватизировано в равных долях на сына истца Б.С.В. - Б.А.С. и Б.Н.И., брак с которой Б.С.В. расторг в феврале 2011 года, и продано в апреле 2006 года. Б.С.В. снялся с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу 04 апреля 2006 года.
Решением заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N ***/1/***** от 28 октября 2013 г. истцу было отказано в предоставлении квартиры по адресу: г. Москва, ул. ********, д. **, корп. **, кв. *** - ***, и он вместе с членами своей семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку Б.С.В. не предоставлена справка о сдаче жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. ********, д. **, кв. **.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции сослался на положения п. 4, п. 17 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны N 1280 от 30.09.2010 г., и пришел к выводу о том, что решение заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N ***/1/***** от 28 октября 2013 г. является необоснованным и подлежащим отмене, суд обязал ответчика пересмотреть свое решение о снятии с учета Б.С.В. и членов его семьи, приняв обоснованное решение с учетом всех обстоятельств.
Свои выводы суд первой инстанции основывал на объяснениях истца, а также, что в решении Департамента жилищного обеспечения не нашло своего отражения то обстоятельство, что на момент снятия истца с учета, на учете состояли новая супруга и двое сыновей, которые были признаны вместе с ним нуждающимися и поставлены на учет, что он признавался нуждающимся в декабре 2010 года, несмотря на сведения о квартире в г. Пскове, не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Из анализа положений 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Положения абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляет такие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, как однократность обеспечения жильем в рамках данных гарантий и необходимость представления документов об освобождении жилого помещения. Эти условия основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом.
Поскольку Б.С.В. во время военной службы был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, распорядился им по своему усмотрению, не сдал Министерству обороны при изменении места службы выделенное ему по месту прохождения службы жилое помещения, то Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации решением N ***/1/****** от 28 октября 2013 года правомерно отказал истцу и членам его семьи в предоставлении жилых помещений по договору социального найма по адресу: г. Москва, ул. ********, д. **, корп. **, кв. *** и кв. ***, и снял Б.С.В. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Б.С.В. исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 июля 2014 г., с учетом определения суда от 11 ноября 2014 года об исправлении описки, - отменить.
Постановить по делу новое решение.
В исковых требованиях Б.С.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации N ***/1/****** от 28 октября 2013 года, обязании Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации принять решении о восстановлении в списках нуждающихся, об обеспечении Б.С.В. и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы по нормам, предусмотренным жилищным законодательством путем предоставления жилья в натуре или предоставления жилищной субсидии - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.