Судья: Москаленко М.С. Гр. дело N33-4877/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Гербекова Б.И.
судей Антоновой Н.В., Басырова И.И.,
при секретаре Кашковском В.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ворониной С.В. на решение Тверского районного суда г.Москвы от 13 октября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ворониной С.В. к Федеральной налоговой службе России, Межрайонной ИФНС N 28, Межрайонной ИФНС N 39, Межрайонной ИФНС N 46 о признании свидетельств незаконными, обязании исключить из ЕГРЮЛ "ПК ГСК-13" из реестра юридических лиц - отказать,
установила:
Истец Воронина С.В. обратилась в суд с иском к ответчикам Федеральной налоговой службе России, Межрайонной ИФНС N 28, Межрайонной ИФНС N 39, Межрайонной ИФНС N 46 о признании свидетельств незаконными, обязании исключить Потребительский кооператив "Гаражно-строительный кооператив 13" (ПК "ГСК 13") из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска истец указала, что ПК "ГСК 13" не обладает признаками юридического лица, установленными ст. 48 ГК РФ, а именно: у ПК "ГСК 13" отсутствует обособленное имущество, которым организация отвечает по своим обязательствам, вследствие чего ПК "ГСК 13" не выполнил свои обязательства перед истцом в соответствии с Уставом. Истец полагает, что Министерство РФ по налогам и сборам при регистрации юридического лица ПК "ГСК 13" в нарушение положений ст. 51 ГК РФ не проверило достоверность данных, включаемых в ЕГРЮЛ в форме N *** "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года" (приложение N 12), утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". Также истец полагает, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам незаконно передало функции по регистрации юридического лица своим территориальным органам - Межрайонной ИФНС N 28, Межрайонной ИФНС N 39, Межрайонной ИФНС N 46, выдавшим ПК "ГСК 13" соответствующие свидетельства. По мнению истца, указанные территориальные органы ФНС России не являются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в силу закона осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. Истец Воронина СВ. просила признать незаконным внесение ФНС России, Межрайонной ИФНС N 28, Межрайонной ИФНС N 39, Межрайонной ИФНС N 46 в Единый государственный реестр юридических лиц ПК "ГСК 13", исключить ПК "ГСК 13" из ЕГРЮЛ, признать незаконным передачу регистрирующих функций территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (ФНС России), признать незаконными все свидетельства, выданные на имя ПК "ГСК 13" любыми территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (ФНС России).
Истец Воронина СВ. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве по доверенности Дубровский В.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ПК "ГСК 13" по доверенности Мельников М.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
Представители ответчиков ФНС России, Межрайонной ИФНС N 39 по г. Москве, Межрайонной ИФНС N 28 по г. Москве в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Воронина С.В. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе истец Воронина С.В. указывает, что ПК "ГСК-13" не является законно созданным юридическим лицом, не имеет статуса юридического лица, не имеет обособленного имущества согласно требованиям ст. 48 ГК РФ, которым он обязан отвечать по своим обязательствам. В связи с добровольным выходом истца из ПК "ГСК 13", последний в соответствии с Уставом не может выплатить истцу денежное выражение стоимости ее доли в имуществе ГСК. Каждый из ответчиков: Межрайонная ИФНС N 28 по г. Москве, Межрайонная ИФНС N 39 по г.Москве, Межрайонная ИФНС N 46 по г. Москве, являющиеся территориальными органами ФНС России, не являются в силу закона уполномоченными органами осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и вести государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо ПК "ГСК 13" создано с грубыми нарушениями закона, имеющими неустранимый характер, в ЕГРЮЛ в отношении указанного юридического лица в нарушение закона внесены недостоверные сведения; регистрация, постановка на учет, внесение изменений в Устав ПК "ГСК 13" произведены налоговыми органами незаконно.
Истец Воронина С.В. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым ее требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФНС России по доверенности Соломахин Д.С. в заседание судебной коллегии явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС N 28 по г. Москве по доверенности Коршунов А.А. в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве по доверенности Дубровский В.В. в заседание судебной коллегии явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, просил решение суда оставить без изменения.
Представители ответчика ПК "ГСК 13" по доверенностям Мельников М.А., председатель Правления Щиповский В.И. в заседание судебной коллегии явились, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС N 39 по г. Москве в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Гаражно-строительному кооперативу N 13 Московской регистрационной палатой выдано свидетельство N ***от 19.10.1995 года на право осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с учредительными документами в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
17.12.1999 года Министерством Российской Федерации по налогам и сборам юридическому лицу - Гаражно-строительный кооператив N 13 выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д.83).
16.03.2000 года в Московской регистрационной палате г.Москвы зарегистрирована новая Редакция Устава ГСК-13, о чем выдано свидетельство рег. N *** о регистрации изменений в учредительных документах (л.д.38).
08.01.2003 года ПК "ГСК-13" Межрайонной ИМНС России N39 по г.Москве выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированным до 1 июля 2002 года (ОГРН ***). Дата внесения записи 08.01.2003 года (л.д.27).
25.03.2005 года ИФНС N28 по г.Москве в отношении ПК "ГСК 13" внесена запись в ЕГРЮЛ об изменении сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, о чем выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 28).
15.01.2013 года Межрайонной ИФНС N46 по г. Москве в отношении ПК "ГСК 13" внесена запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, о чем выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.29).
Согласно ответу ИФНС России N28 по г.Москве от 08.09.2014 года на запрос суда регистрационное дело в отношении ПК "ГСК 13" было повреждено в результате имевшего место 23.01.2014г. затопления архивного помещения Инспекции вследствие прорыва трубопровода холодного водоснабжения, и 19.02.2014г. регистрационное дело утилизировано (л.д.118).
В соответствии с п. 1.3. Устава ПК "ГСК-13" является юридическим лицом, обладает на праве собственности обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс.
Отказывая в удовлетворении требований Ворониной С.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями пп.1,2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ч.2 ст. 61 ГК РФ, исходил из того, что ПК "ГСК 13" является действующим юридическим лицом, что следует из выписки ЕГРЮЛ. В нарушение ст. 56 ГК РФ истцом не представлено доказательств, подтверждающих доводы о том, что у ПК "ГСК 13" отсутствует обособленное имущество, и ПК "ГСК 13" не имеет юридического статуса.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на исследовании и оценке всей совокупности доказательств в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Доводы апелляционной жалобы истца Ворониной С.В. о том, что ПК "ГСК 13" не является законно созданным юридическим лицом, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Суд обоснованно, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, отклонил доводы истца о том, что ФНС России в нарушение положений ГК РФ и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ незаконно передало регистрационные функции своим территориальным органам: ИФНС России N 28 по г. Москве, ИФНС России N 39 по г. Москве и МИ ФНС России N 46 по г. Москве.
Решением Президиума Моссовета и Правительства Москвы от 25.07.1991 N 134-2 (с изменениями от 19 сентября 1995 г.) была создана Московская регистрационная палата и утверждено Положение о Московской регистрационной палате, согласно п. 3.1 которого на регистрационную палату возложены функции регистрации новых и перерегистрации действующих предприятий на территории Москвы с выдачей регистрационных свидетельств.
Согласно п. 1. ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ введен в действие с 1 июля 2002 года, за исключением пункта 2 настоящей статьи, который вводится в действие со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 241-ФЗ) государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции на день вступления указанного Федерального закона в силу) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно п.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. N 783, утратившего силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 30.09.2004г. N 506, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 3 указанного Положения Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов.
В соответствии с п.3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при предоставлении государственной услуги по внесению в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу указанного Федерального закона, в инспекцию представляется подписанное заявителем сообщение, содержащее сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 Приказа МНС России от 22.07.2004г. N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в единых регистрационных центрах и в налоговых органах" функции по регистрации и учету юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на территории г.Москвы осуществляются Межрайонной Инспекцией МНС России N 46 по Москве. В соответствии с разделом 3 Приложения к указанному Приказу МНС России от 22.07.2004г. N САЭ-3-09/436@ функции по государственной регистрации передаются из территориальных налоговых органов в МИ ФНС России N 46 по г.Москве.
Приказом Министерства финансов России от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 27.08.2012г. N 25270, утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации, согласно п. 14 которого государственная услуга по государственной регистрации предоставляется Инспекциями.
Анализируя вышеуказанные положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что совершение территориальными налоговыми органами регистрационных действий в отношении ПК "ГСК 13" соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Приказам МНС (ФНС) России, Административному регламенту предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Истцом Ворониной С.А. в нарушение ст. 56 ГК РФ не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных допустимых доказательств в подтверждение своих доводов о том, что при создании юридического лица ПК "ГСК 13" были допущены грубые нарушения закона, которые носили неустранимый характер.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ворониной С.В. об исключении ПК "ГСК 13" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ лишь по решению регистрирующего органа и при наличии признаков, предусмотренных п.1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п.2).
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом (п.3).
Как установлено судом, и данное обстоятельство подтверждается материалами дела, ПК "ГСК 13" является действующим юридическим лицом, решение о его ликвидации уполномоченными органами не принято, в связи с чем правовых оснований для исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ не имеется.
Также суд правильно не нашел оснований для удовлетворения требований истца Ворониной С.В. о признании недействительными свидетельства о государственной регистрации ПК "ГСК 13" в качестве юридического лица, свидетельств о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку указанные свидетельства не являются ненормативными актами государственного органа, которые могут быть признаны судом недействительными в порядке статьи 13 ГК РФ, поскольку не носят властно-распорядительного характера, не содержат обязательных для кого-либо предписаний, не носят разового характера и не прекращают своего действия в связи с исполнением.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выше выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку доказательств, фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права применены судом верно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г.Москвы от 13 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.