Московский городской суд в составе
судьи Казакова М.Ю.,
при секретаре Макеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0259/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стройпаритет-М" об оспаривании результатов кадастровой стоимости,
установил:
16 сентября 2014 года Общество с ограниченной ответственностью "Стройпаритет-М" (далее - ООО "Стройпаритет-М"), уточнив свои требования, обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенных по адресу: ***. В заявлении ООО "Стройпаритет-М" просит установить кадастровую стоимость указанных нежилых помещений (далее Нежилые помещения) равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2013 года в размере *** рублей и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра") внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
В обоснование своих требований ООО "Стройпаритет-М" указывает, что является собственником Нежилых помещений, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости рыночной нарушает права заявителя как плательщика налога на имущество организации, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Представитель заявителя ООО "Стройпаритет-М" (по доверенности) Исаев А.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Москве будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили, возражений на заявление не представили.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела извещён своевременно и надлежащим образом, представил в суд письменные возражения по заявленным требованиям, в которых просил отказать ООО "Стройпаритет-М" в их удовлетворении, указав, что сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта в установленном законом порядке. Данная кадастровая стоимость является актуальной в настоящее время. Кроме того, сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой. Отчёт об оценке, представленный истцом не может быть признан достоверным доказательством действительной рыночной стоимости, поскольку с даты его составления прошёл шестимесячный срок, установленный пунктом 26 Федерального стандарта оценки N 1, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 256.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требование ООО "Стройпаритет-М" подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, регламентирован в подразделе III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с правилами распределения бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, на заявителя возложена обязанность по доказыванию нарушений его прав и законных интересов.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Стройпаритет-М" является собственником нежилых помещений общей площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Пунктом 965 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП, здание, в котором расположены Нежилые помещения, принадлежащие заявителю на праве собственности, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" кадастровая стоимость Нежилых помещений составила 397 466 530,7 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости Нежилых помещений внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом помещений и справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Во исполнение, установленного частью 28 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ досудебного порядка урегулирования спора, заявитель 27 июня 2014 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с соответствующим заявлением, которое отклонено решением комиссии от 17 июля 2014 года N 51-2240/2014.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты, в связи с чем не вызывают у суда сомнений.
Согласно части 29 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости Нежилых помещений в размере его рыночной стоимости ООО "Стройпаритет-М" представлен отчёт ООО "Центр поддержки бизнеса" N 2014-01/1705 от 24 июня 2014 года, согласно которому рыночная стоимость Нежилых помещений, с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенных по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2013 года, составляет *** рублей.
Оценка проведена на основании договора N 2014-01/1705 от 19 мая 2014 года, заключённого заявителем с Обществом с ограниченной ответственностью "Центр поддержки бизнеса". Отчёт составлен, оценщиком Шульженко Д.В., являющимся действительным членом Саморегулируемой организации оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков", застраховавшему свою ответственность оценщика в ОСАО "Ресо-гарантия" по полису N 922/725/147065 на период с 20 сентября 2013 года по 19 сентября 2014 года. Выбор методов оценки в рамках каждого из использованных подходов в отчёте обоснован.
Отчёт соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, что подтверждается положительным экспертным заключением N 571/06-14 от 26 июня 2014 года Саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков", составленным в порядке статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, согласно которому итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки в размере *** рублей подтверждается.
Каких-либо доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведённые выводы заинтересованными лицами не представлено.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в своих письменных возражениях на требования заявителя, считал представленный ООО "Стройпаритет-М" отчёт об оценке недостоверным доказательством, сославшись на истечение шестимесячного срока, установленного пунктом 26 Федерального стандарта оценки N 1, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 256 (далее ФСО N 1).
С указанным доводом представителя заинтересованных лиц согласиться нельзя.
Из представленного в материалы дела отчёта об оценке следует, что датой составления указанного отчёта является 24 июня 2014 года, то есть на момент рассмотрения дела в суде рекомендуемый шестимесячный срок действия итоговой величины стоимости объекта оценки, указанной в отчёте, не истёк.
Кроме того, приведённым пунктом ФСО N 1 установлено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчёте об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчёта об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
Частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Анализ приведённых правовых норм показывает, что пункт 26 ФСО N 1 регулирует отношения по установлению стоимости объекта недвижимости для определённой им цели - совершения сделки с оцениваемым объектом недвижимости. При этом установлен период, в течение которого итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчёте, может быть признана рекомендуемой для этой цели. Вместе с тем, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на ту же дату, которая использовалась оценщиком, осуществляющим кадастровую оценку, в качестве даты оценки. В рассматриваемом деле такой датой является 1 января 2013 года, рыночная стоимость объекта недвижимости установлена на эту же дату, в связи с чем истечение срока, установленного упомянутым пунктом ФСО N 1, не может повлиять на достоверность итоговой величины рыночной стоимости, указанной в представленном отчёте.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
По смыслу данной статьи собственник объекта недвижимости вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого объекта или обратиться с заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер налога на имущество зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости Нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права ООО "Стройпаритет-М" как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения (статьи 373- 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Данной обязанности корреспондирует право каждого не быть принуждённым к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию. Из этой правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 марта 2009 года N 5-П, следует, что обязанность платить налоги должна, среди прочего, пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом. При этом возможность изменения кадастровой стоимости в судебном порядке предусмотрена статьями 3, 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Следовательно, ООО "Стройпаритет-М", являясь собственником Нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих помещений в размере их действительной рыночной стоимости.
Ссылки представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на то, что сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта в установленном законом порядке, а сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требования ООО "Стройпаритет-М" об установлении кадастровой стоимости Нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определённой на основании отчёта оценщика на ту же дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость.
Факт неправомерного уклонения органа кадастрового учёта от внесения сведений об изменении кадастровой стоимости Нежилых помещений отсутствует, в связи с чем не имеется правовых оснований для возложения на ФГБУ "ФКП Росреестра" решением суда обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости этого объекта недвижимости и в этой части требования ООО "Стройпаритет-М" подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд учитывает, что установление изменённой кадастровой стоимости Нежилых помещений не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определённую характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
Так, согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 вышеназванного Закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учёт изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда. По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Стройпаритет-М" об оспаривании результатов кадастровой стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенных по адресу: ***, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2013 года в размере *** (***) рублей.
В удовлетворении остальной части требований Общества с ограниченной ответственностью "Стройпаритет-М" отказать.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенных по адресу: ***, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.