Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Шумкова Е.С.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Филичкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Митюшовой ( / / )15 об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области, выразившихся в неверном исчислении земельного налога, и возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2013 год, а также признании незаконным решения Управления ФНС России по Свердловской области от ( / / ),
по апелляционной жалобе представителя заявителя Соловьева ( / / )16 на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.12.2014.
Заслушав доклад судьи Полевщиковой С.Н., объяснения представителя Митюшовой ( / / )17 - Соловьева ( / / )18, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области Крачнаковой ( / / )19, представителя Управления ФНС России по Свердловской области Володиной ( / / )20, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Митюшова ( / / )21 (далее - заявитель, Митюшова И.В.) обратилась в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговой орган, Инспекция), выразившихся в неверном исчислении земельного налога за 2013 год, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
Помимо этого, Митюшова И.В. просит признать незаконным решение Управления ФНС России по Свердловской области от ( / / ).
В обоснование заявления Митюшова И.В. указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г ... , кадастровый номер N, площадью ( / / ) кв.м.
Заявитель выражает не согласие с расчетом земельного налога за 2013 год, который произведен без учета решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013 о признании кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере ( / / ) руб.
Кроме этого, заявитель не согласен с примененной налоговым органом при расчете земельного налога ставкой в размере 1,5 %, считая, что при исчислении земельного налога по спорному земельному участку, подлежала применению ставка налога в размере 1,37 %.
Представитель налогового органа Крачнакова Т.С. возражала против удовлетворения заявления, указав, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2013 была определена на основании постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
По результатам рассмотрения жалобы Митюшовой И.В. вышестоящим налоговым органом вынесено решение N N от ( / / ), в соответствии с которым удовлетворены требования заявителя в части перерасчета земельного налога за 2013 год за последние 4 месяца, то есть, с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013.
Относительно ставки земельного налога, инспекция полагает, что она составляет 1,5 % исходя из разрешенного использования земельного участка - земли промышленности (для промышленных нужд).
Представитель УФНС России по Свердловской области Володина Ю.Н. возражала против удовлетворения заявления Митюшовой И.В.
Решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.12.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, представитель заявителя Соловьев М.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В частности, заявитель жалобы настаивает на ошибочном расчете налоговым органом земельного налога за 2013 год исходя из налоговой ставки 1,5 % и ошибочном определении налоговой базы по земельному налогу без учета решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013 по делу N N.
Инспекция возразила против доводов апелляционной жалобы, направив в адрес суда отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению заинтересованного лица, решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013 по делу N N вступило в законную силу - 02.09.2013 года.
Следовательно, довод налогоплательщика относительно применения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, утвержденной решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013 по делу N N, при исчислении земельного налога за весь 2013 год не обоснован.
Оснований для применения при расчете земельного налога ставки в размере 1,37 % у Инспекции не имелось, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204002:9, принадлежащий Матюшиной И.В. на праве собственности, не подпадает под категорию "Земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "Земельные участки под производственными зданиями, строениями, сооружениями промышленности*, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности, для обеспечения космической деятельности, под объектами материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок *, транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными, автогазозаправочными и газонаполнительными станциями, объектами по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, мотоциклов, автостоянками), а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов", утвержденную п. 21 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 09.10.2012 N 38/63.
В связи с чем, Инспекцией при исчислении земельного налога за 2013 год применена ставка налога в размере 1,5 %, предусмотренная для Прочих земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов" п. 28 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 09.10.2012 N 38/63.
Представитель Управления ФНС России по Свердловской области Володина Ю. Н. также возразила против доводов апелляционной жалобы, представив отзыв, в котором поддержала выводы суда первой инстанции, считая их законными и соответствующими нормам материального права и доказательствам, имеющимся в деле.
В судебном заседании представитель заявителя возразил против доводов отзыва инспекции на апелляционную жалобу, считая их несостоятельными.
Митюшова И.В. извещена судебной коллегией надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в процесс не прибыла, что не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке гл. 39 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, Митюшова И. В. владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером N (свидетельство о праве собственности от ( / / ) N N), расположенным по адресу: ...
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2013 согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее ? Постановление N 695-ПП) составляет ( / / ) рубля.
Инспекцией в адрес Митюшовой И.В. было направлено налоговое уведомление на уплату налога N N согласно которому исчислен к уплате в бюджет земельный налог за 2013 год в размере ( / / ) руб.
Считая, что заинтересованным лицом расчет земельного налога за 2013 год произведен неверно, Митюшова И.В. обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
По мнению заявителя, налоговым органом неверно применена ставка налога в размере 1,5 %, так как редакция Решения Екатеринбургской городской думы от 22.11.2005 N 14/3, которой установлена для данной категории земель ставка налога в размере 1,5 %, вступает в силу с 01.01.2014 года, т.е. за пределами проверяемого периода.
До указанной даты при исчислении земельного налога по земельному участку, принадлежащему заявителю на праве собственности подлежала применению ставка налога в размере 1,37 %.
А во-вторых, заявитель считает, что налоговым органом ошибочно определена налоговая база по земельному налогу в виде не подлежащей применению кадастровой стоимости земельного участка в размере ( / / ) рублей, так как сумму земельного налога за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером N необходимо исчислить исходя из рыночной стоимости земельного участка, утвержденной решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013 по делу N N
По результатам рассмотрения жалобы, Управлением ФНС России по Свердловской области принято решение от ( / / ), которым удовлетворены требования заявителя в части перерасчета земельного налога за 2013 год за последние 4 месяца, то есть, с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013.
В части применения ставки земельного, Управление ФНС России по Свердловской области указало на применение ставки из расчета 1,5 % исходя из вида разрешенного использования земель.
Полагая, что решение вышестоящего налогового органа является незаконным, равно как и действия налогового органа по отказу в перерасчете земельного налога за 2013 в части новой кадастровой стоимости и ставки, являются незаконными, Митюшова И.В. обратилась с заявлением в суд, рассмотрев которое, суд первой инстанции не нашел законных оснований для его удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Митюшова И.В. в силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктами 1 и 2 ст. 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
На территории муниципального образования "город Екатеринбург" ставки земельного налога установлены Решением Екатеринбургской городской Думы от 11.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
С учетом изменений, внесенных в вышеназванный нормативный документ Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.10.2012 N 38/63 с 01.01.2013 года ставка в размере 1,37 % установлена в отношении категории земель "Земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "Земельные участки под производственными зданиями, строениями, сооружениями промышленности*, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности, для обеспечения космической деятельности, под объектами материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок*, транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными, автогазозаправочными и газонаполнительными станциями, объектами по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, мотоциклов, автостоянками), а также земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства указанных объектов"* (п. 21 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 09.10.2012 N 38/63).
При расчете земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204002:9, заявитель полагает, что следует применять ставку 1,37 %.
Поскольку применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, суд первой инстанции обоснованно руководствовался информацией, содержащейся в Свидетельстве о государственной регистрации права на спорный земельный участок, согласно которой вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N определен как "земли промышленности (для промышленных нужд)".
Так как в целях применения ставки налога в размере 1,37% к производственным зданиям, строениям, сооружениям промышленности относятся объекты, в которых расположены организации, осуществляющие издательскую и полиграфическую деятельность; организации, осуществляющие производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, обработку древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства, в то время как спорный земельный участок не подпадает под указанную категорию, соответственно Инспекцией при исчислении земельного налога за 2013 год обоснованно применена ставка налога в размере 1,5 %, предусмотренная для Прочих земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов" (п. 28 Приложения 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 09.10.2012 N 38/63).
Учитывая изложенное, доводы налогоплательщика, относительно применения налоговым органом при исчислении земельного налога за 2013 год, ставки налога в размере 1,37%, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Что касается возражений заявителя жалобы относительно вопроса определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год, которая, по его мнению, определена заинтересованным лицом и Управлением ФНС России по Свердловской области неверно без учета решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013 по делу N N, то суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания выводов суда в указанной части незаконными исходя из следующего.
Положениями ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абз. 4 п. 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07. 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (п. 7 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2013 по делу N N установлена кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего заявителю на праве собственности, равной ее рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере ( / / ) руб.
Решение вступило в законную силу - 02.09.2013 года.
До указанной даты в силу ст. 391 НК и п. 7 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением N 695-ПП.
Таким образом, размер земельного налога за 2013 год, подлежащий уплате заявителем, обоснованно исчислен за период с 01.01.2013 до 01.09.2013 исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением N 695-ПП, а 01.09.2013 по 31.12.2013 исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным судебным актом.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции.
Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 03.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Д.И. Гылкэ
Судьи Е.С. Шумков
С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.