Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Панас Л.Ю., Корепановой С.В.,
при секретаре Попиль И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 12 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО "Северодвинск" на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования Бадагиной ФИО13 к Администрации муниципального образования Северодвинск о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования Северодвинск обязанность поставить Бадагину ФИО14 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с Администрации муниципального образования Северодвинск в пользу Бадагиной ФИО15 уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Панас Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадагина Е.С. обратилась с иском к администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - администрация МО "Северодвинск") о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указала, что является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы по общему заболеванию, до мая 2014 года проживала в частном доме, расположенном в городе Северодвинске по 5 Южному переулку, который принадлежит на праве собственности ее дочери - Радюшиной JI.B. 20 мая 2014 года снялась с учета в указанном доме и зарегистрировалась по адресу: "адрес", собственником которой является ее внучка Доронина Е.В. В указанной квартире, общей площадью 44,2 квадратных метра зарегистрированы три человека, в настоящее время приходящаяся на каждого зарегистрированного человека в "адрес" меньше учетной нормы, 26 мая 2014 года она обратилась в Администрацию Северодвинска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет. Распоряжением заместителя главы администрации по городскому хозяйству N 115-рж от 07 июля 2014 года ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она, вселившись в квартиру внучки, умышленно ухудшила жилищные условия. Считает отказ незаконным, поскольку до регистрации в квартире внучки она проживала в частном доме, который не отвечал установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В судебное заседание Бадагина Е.С. не явилась.
Представители истца Шестаков C.Л. и Марченко Т.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО "Северодвинск" Пожилова А.А. требования не признала, пояснила, что Бадагина Е.С. до 20 мая 2014 года проживала как член семьи собственника в частном доме общей площадью 64,8 кв.м, принадлежащем на праве собственности дочери Радюшиной JI. В., т.е. являлась членом семьи собственника и по учетной норме площади жилого помещения была обеспечена. Дом не относится к жилым помещениям, признанным непригодными для проживания в установленном законом порядке. С целью принятия на учет Бадагина Е.С. намеренно ухудшили свои жилищные условия, зарегистрировавшись в двухкомнатную квартиру общей площадью 44,2 кв.м, принадлежащую на праве собственности ФИО5, (внучка) ФИО9 (правнучка), в которой зарегистрировано 3 человека, что подтверждается заявлением Марченко Т.В. от 29 мая 2014 года. В связи с данными обстоятельствами Бадагиной Е.С. отказано в принятии на учет распоряжением заместителя Главы Администрации по городскому хозяйству от 07 июля 2014 года N 115-рж. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица - Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Северодвинск" и в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что жилой дом, в котором проживает истец, не признан в установленном порядке непригодным для проживания, заключения межведомственной комиссии не имеется. Таким образом, вывод суда о том, что жилой дом по адресу: "адрес", ул. 5-й "адрес", не отвечает установленным требованиям, является несостоятельным. Истец о признании ее нуждающейся по указанному адресу не обращалась.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя истца Пожилову А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Нормы, устанавливающие нуждаемость в жилом помещении, закреплены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3-5 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
Судом первой инстанции установлено, что Бадагина Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном-участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ N 2185155, имеет первую группу инвалидности.
04 февраля 2004 года Бадагина Е.С. была зарегистрирована по адресу: "адрес", 5-ый "адрес", собственником которого является дочь истца - Радюшина Л.В.
20 мая 2014 года Бадагина Е.С. снялась с учета по указанному адресу и зарегистрировалась по адресу: "адрес", собственником которой является Доронина К.В., внучка истца.
В указанной квартире зарегистрированы также Доронина К.В. и Доронина Е.В.
26 мая 2014 года Бадагина Е.С. обратилась в Администрацию Северодвинска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условия и принятии на учет.
Распоряжением заместителя главы администрации по городскому хозяйству N 115-рж от 07 июля 2014 года, ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку Бадагина Е.С. умышленно ухудшила жилищные условия.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом норм ЖК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которым утверждено "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Постановления администрации МО Северодвинск от 08 апреля 2014 года N 171-па "Об уровне благоустройства жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании "Северодвинск" пришел к выводу, что требования Бадагиной Е.С. к администрации МО Северодвинск о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, так как он соответствует обстятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ранее истец проживала в квартире, которая располагалась в неблагоустроенном доме.
Из акта комиссии СМУП "ЖКХ" от 04 декабря 2014 года, Постановления администрации МО Северодвинск от 08 апреля 2014 года N 171-па "Об уровне благоустройства жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании "Северодвинск", усматривается, что жилой "адрес" по улице 5-ый "адрес" в городе Северодвинске, где до 20 мая 2014 года проживала и была зарегистрирована Бадагина Е.С., не соответствует уровню благоустройства жилого помещения в муниципальном образовании Северодвинск и не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Это означает, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущие привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из пояснений представителей истца, усматривается, что ее переезд был обусловлен ее нуждаемостью в постоянном уходе в силу преклонного возраста. По состоянию здоровья истец не может проживать в неблагоустроенном доме, в отсутствии помощи посторонних лиц.
Следовательно, Бадагина Е.С. не совершала действий, которые были направлены на намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представленными доказательствами подтверждается, что истец была вынуждена сменить место жительства по объективным причинам ввиду преклонного возраста и состояния здоровья, в связи с чем отказ с постановке ее на учет является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом, в котором проживала истец, не признан в установленном порядке непригодным для проживания судебной коллегией во внимание приняты быть не могут как не влияющие на правильность постановленного решения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований для признания граждан нуждающимся в жилом помещении является проживание в помещении, не отвечающем установленным требованиям. Поэтому в данном случае имеет значение не то, является гражданин собственником или нанимателем такого помещения либо членом семьи собственника или нанимателя, а сам по себе факт несоответствия помещения требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
Необходимость установления непригодности жилья для проживания, на что указывал представитель ответчика со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", этой нормой ЖК РФ не предусмотрена.
Как указано в определении ВС РФ от 22 мая 2013 года N 74-АПГ13-7, жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, и жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ), не являются равнозначными понятиями; последнее понятие более широкое, поскольку несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания.
Таким образом, перечисленные характеристики занимаемого ранее истцом жилого помещения объективно не обеспечивают ей, достигшей преклонного возраста и в силу имеющихся у нее заболеваний нуждающейся в постороннем уходе, необходимых условий проживания, что в свою очередь обуславливает возникновение нуждаемости в их улучшении.
Судебная коллегия принимает во внимание положения, закрепленные законодателем в преамбуле Федерального закона "О ветеранах", предусматривающие, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе; позиция же ответчика исключает для истца возможность реализации указанного права во внесудебном порядке.
Поскольку по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях применимы лишь в том случае, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, суд обоснованно признал не имеющим правового значения факт снятия с регистрации истца из принадлежавшего дочери жилого помещения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, к спорным правоотношениям верно применен материальный закон, доводы сторон тщательно проверены, нарушений норм процессуального права не допущено, и судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Северодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.