Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 02 апреля 2015 г. по делу N 33А-518/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО9
ФИО7,
при секретаре ФИО4
с участием представителя заявителя ФИО5 и военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры подполковника юстиции ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками ЗВО и командира войсковой части N, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходивший военную службу в распоряжении командира войсковой части N, в соответствии с приказами командующего войсками ЗВО и командира войсковой части N от 13 августа 2014 г. N и от 16 октября того же года N, соответственно, уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ
Полагая, что увольнением с военной службы без обеспечения жильем, а также неознакомлением с аттестационным листом нарушены его права, ФИО1 обратился с заявлением в суд, в котором просил обязать вышеуказанных должностных лиц отменить приведенные приказы в части его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого, ссылаясь на п. 1 и 14 ст. 15, п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утверждает, что он и члены его семьи на момент увольнения с военной службы не были обеспечены жилым помещением по нормам действующего законодательства, а согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жильем он не давал.
Заявитель обращает внимание на то, что из представленных стороной заинтересованного лица документов не представляется возможным установить, какие именно и где ему, ФИО1, предоставлялись жилые помещения, а утверждение о невозможности обеспечить его жильем по месту прохождения военной службы противоречит обстоятельствам дела, согласно которым ему предлагалась квартира в пос. Калининец, от которой он отказался ввиду плохого состояния этого жилья.
По мнению автора жалобы, вывод суда первой инстанции о злоупотреблении заявителем правом, вследствие отказа от предложенных жилых помещений, является несостоятельным, поскольку он отказывался от квартир, расположенных не по месту прохождения военной службы либо находящихся в плохом техническом состоянии. Данные обстоятельства, по утверждению ФИО1, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей Федеральным государственным казенным учреждением "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ ЗРУЖО МО РФ) по обеспечению его жильем, в то время как возможность получить жилое помещение в пос. Калининец реально существует, что подтверждается копиями свидетельств о праве собственности других военнослужащих на квартиры в этом населенном пункте.
Заявитель указывает на то, что общая продолжительность его военной службы составляет свыше 20 лет, в рапорте он изложил свое желание уволиться с военной службы после обеспечения жильем и был готов на получение жилого помещения, в котором проживает в настоящее время, а отказ от требований об обеспечении этой квартирой был связан с позицией судьи, который пояснил, что решение данного вопроса в компетенции суда не находится.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "а" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе является безусловным основанием для увольнения с военной службы.
Из материалов дела следует, что предельного возраста пребывания на военной службе ФИО1 достиг в 2009 году и подлежал увольнению с военной службы по этому основанию.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, при этом указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим и членам их семей предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., то есть является военнослужащим, который может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в указанном порядке.
В силу п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Закона.
В соответствии с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ содержания данных правовых норм свидетельствует о том, что в них установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
Приведенные нормы, запрещающие увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должны применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением либо имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма либо в собственность по месту прохождения военной службы вследствие необеспеченности жильем для постоянного проживания. Между тем из Закона такое равенство не вытекает.
Таким образом, указанными выше нормами предусмотрено, что военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, не могут быть уволены с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями лишь в случае необеспечения их жилыми помещениями по установленным нормам по месту прохождения ими военной службы.
Как видно и материалов дела, ФИО1 в ходе беседы о предстоящем увольнении с военной службы 11 июня 2014 г. выразил свое согласие с увольнением по достижению предельного возраста пребывания на военной службе лишь после обеспечения жилым помещением по установленным нормам. Одновременно с этим ФИО1 выразил согласие с предоставлением жилья по месту регистрации.
В судебном заседании установлено, что заявитель и трое членов его семьи на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ проживают и зарегистрированы по месту жительства в служебной трехкомнатной квартире, расположенной по месту прохождения ФИО1 военной службы в пос. Калининец Наро-Фоминского района Московской области, общей площадью 79,3 кв.м.
Согласно действовавшему на момент заселения ФИО1 указанной квартиры решению Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 24 мая 2006 г. N 5/30 учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N в городском поселении Наро-Фоминск учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере от 14,0 кв. м до 18,0 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно исследованному в суде сообщению 1-го отдела ФГКУ ЗРУЖО МО РФ в п. Калининец Наро-Фоминского района Московской области жилье по линии Министерства обороны Российской Федерации отсутствует и его строительства не предвидится.
При таких установленных фактических данных, а также учитывая, что ФИО1 и члены его семьи, обеспеченные по установленным нормам жилым помещением по месту прохождения военной службы, продолжают состоять на жилищном учете, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что право заявителя на обеспечение жильем перед увольнением с военной службы нарушено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО7
Секретарь судебного заседания
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.