Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Спиридонова А. Е.,
судей Нестеровой Л. В., Юркиной И. В.,
при секретаре Ильиной Т. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ложкина Е. С. о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии и др., поступившее по апелляционной жалобе Ложкина Е. С. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 декабря 2014 года, которым в удовлетворении заявления Ложкина Е. С. о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и понуждении к исполнению обязанности отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ложкин Е. С. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии ( далее также- Управление) и возложить на него обязанность вынести по делу N ... определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Требования мотивировал тем, что он обратился в Управление с заявлением, приложив необходимые документы, подтверждающие наличие события административного правонарушения, а именно нарушения законодательства о рекламе. На их основании Управление первоначально дело возбудило, а в последующем его прекратило по мотиву отсутствия нарушения. Но в таком случае антимонопольный орган обязан был вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку Управление указанное определение не принимает, то оно фактически бездействует.
Ложкин Е. С. в судебное заседание не явился, а представитель Управления требования не признал, ссылаясь на необоснованность, а также на пропуск срока обращения в суд.
Судом принято указанное решение, которое обжаловано заявителем на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе Ложкин Е. С. ссылается на то, что решение о прекращении производства по делу в случае неподтверждения наличия фактов нарушения законодательства о рекламе по существу является решением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем антимонопольный орган должен принять в виде отдельного документа определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Его отсутствие свидетельствует о бездействии Управления.
Вывод районного суда о том, что он ( Ложкин Е. С.) пропустил срок обращения в суд является ошибочным. По состоянию на 6 июня 2014 года он знал о результатах рассмотрения его заявления, но не знал, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении выноситься не будет. Сроки принятия такого определения законом не установлены. Фактически о нарушении своих прав он узнал лишь после 1 сентября 2014 года- после получения ответа от Управления, в котором указывалось, что административным регламентом принятие такого определения не предусмотрено. Обратившись в суд в течение трех месяцев после этого, процессуальный срок он не пропустил.
Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших относительно них письменных возражений Управления, обсудив эти доводы, выслушав представителя Управления- Ланскую Г. Ю., возражавшую против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дал в отсутствие Ложкина Е. С., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в заявлении, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 6 июня 2014 года заявитель знал о результатах рассмотрения его заявления и о принятых по этому делу документах. Обратившись с вышеуказанным заявлением в суд за пределами трехмесячного срока, Ложкин Е. С. по своему усмотрению распорядился своими правами и срок обращения в суд пропустил без уважительных причин.
Делая такие выводы, районный суд не учел следующее.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как видно из настоящего дела, 11 марта 2014 года Ложкин Е. С. обратился в Управление с заявлением о распространении на остановке общественного транспорта недостоверной рекламы.
Председатель комиссии Управления по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев поступившие материалы, определением от 31 марта 2014 года возбудил производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе. А определением указанной комиссии от 22 мая 2014 года производство по делу прекращено в связи с неустановлением факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ложкин Е. С. бездействие Управления усматривает в том, что последнее не принимает определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое, с точки зрения истца, следовало принять по результатам рассмотрения его письменного обращения о распространении недостоверной рекламы. Это он оспорил и по настоящему делу, обратившись в суд с вышеуказанным заявлением 25 ноября 2014 года.
По смыслу ст. 255 ГПК РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц ( должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
А это означает, что бездействие имеет длящийся характер, в связи с чем отказ районного суда в удовлетворении заявления Ложкина Е. С. по вышеуказанному мотиву нельзя признать правильным.
Но данное обстоятельство не означает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по существу. По смыслу ч. 1, 2 и 9 ст. 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38- ФЗ " О рекламе" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные этим Федеральным законом.
Рассмотрение антимонопольным органом этих дел осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ( далее также- Правила).
В соответствии с этими Правилами дело по признакам нарушения законодательства о рекламе может быть возбуждено среди прочего и по заявлению физического лица, но, если в ходе его рассмотрения наличие фактов нарушения законодательства о рекламе не подтверждается, производство по делу может быть прекращено. При этом по результатам рассмотрения дела антимонопольный орган принимает решение по делу ( подп. " а" п. 36, п. 37 Правил).
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 ноября 2011 года N 711/12 ( далее- Административный регламент).
В частности, комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе принимает решение о прекращении рассмотрения дела, в том числе и в случае, если в процессе рассмотрения дела будет установлено отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе. Решение о прекращении рассмотрения дела оформляется в виде определения ( 3. 56, 3. 57 Административного регламента).
Управление рассмотрело обращение Ложкина В. Е. в соответствии с положениями указанных актов, регулирующих спорные правоотношения, и приняло решение в форме, предусмотренной ими. Поэтому доводы заявителя о бездействии антимонопольного органа являются несостоятельными.
Таким образом, в удовлетворении заявления Ложкина Е. С. следует отказать по изложенным в настоящем определении основаниям. Данное обстоятельство влечет изменение мотивировочной части решения, а не отмену судебного постановления, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, т. к. окончательный вывод суда первой инстанции об отказе в заявлении является правильным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Ложкина Е. С. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 декабря 2014 года оставить без удовлетворения, изменив мотивировочную часть указанного решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.