Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Медведевой Д.С.,
судей краевого суда: Фоминова Р.Ю. и Шишовой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Д.Б.Х.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 апреля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда по Шпаковскому району Ставропольского края Ч.Л.В. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 04 декабря 2014 года по исковому заявлению Н.О.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании морального вреда и расходов на оплату государственной пошлины,
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Н.О.М. обратилась в Шпаковский районный суд Ставропольского края с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о взыскании морального вреда и расходов на оплату государственной пошлины.
В обоснование исковых требований Н.О.М. указала, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району от 03.12.2012 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и не включены в специальный стаж периоды работы: с 27.11.1989 года по 16.04.1990 года, с 01.07.1991 года по 03.11.1991 года, периоды получения пособия по беременности и родам, с 17.04.1990 года по 30.06.1991 года, с 18.11.1991 года по 05.10.1992 года, с 06.10.1992 года по 29.08.1994 года, периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет; с 05.08.1981 года по 19.01.1982 года, с 01.08.1982 года по 01.10.1985 года, периоды работы в качестве медсестры новорожденных в родильном отделении в Урупской ЦРБ; с 30.09.1986 года по 28.11.1987 года, период работы в качестве инструктора - дезинфектора поликлиники в Ставропольском высшем военном инженерном училище связи имени 60-летия Великого Октября; с 30.08.1994 года по 02.10.1994 года, период работы в качестве младшей медицинской сестры приемного отделения военного госпиталя войсковой части 68544; с 01.01.2002 года по 11.08.2002 года, 27.08.2002 года по 31.12.2004 года, периоды работы в качестве старшей медсестры физиотерапевтического кабинета в войсковой части 20096; с 12.11.2007 года по 29.08.2011 года, период работы в должности медсестры физиотерапевтического кабинета, платной медсестры в войсковой части 01485.
С решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края от 01.03.2013 года не согласна, поскольку в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, включен период 17 лет 2 месяца 4 дня при требуемом - 30 лет, во включении оспариваемых периодов работы ей отказано без достаточных, по мнению истца, оснований.
Просит суд признать решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края N 7/2585 от 01.03.2013 года незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края включить периоды работы
Включить в стаж Н.О.М. следующие периоды: с 27.11.1989 года по 16.04.1990 года, с 01.07.1991 года по 03.11.1991 года - периоды получения пособия по беременности и родам подлежит включению в медицинский стаж в льготном исчислении один год работы, как один год и три месяца; с 17.04.1990 года по 30.06.1991 года, с 18.11.1991 года по 05.10.1992 года, с 06.10.1992 года по 29.08.1994 года - периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет подлежат включению в медицинский стаж в льготном исчислении: один год работы, как один год и три месяца; с 05.08.1981 года по 19.01.1982 года, с 01.08.1982 года по 01.10.1985 года - периоды работы в качестве медсестры новорожденных в родильном отделении в Урупской ЦРБ в льготном исчислении один год работы, как один год и девять месяцев; с 30.09.1986 года по 28.11.1987 года - период работы в качестве инструктора-дезинфектора поликлиники в Ставропольском высшем военном инженерном училище связи имени 60-летия Великого Октября, с 30.08.1994 года по 02.10.1994 года - период работы в качестве младшей медицинской сестры приемного отделения военного госпиталя войсковой части 68544 в льготном исчислении один год работы, как один год и три месяца, с 01.01.2002 года по 11.08.2002 года, 27.08.2002 года по 31.12.2004 года - периоды работы в качестве старшей медсестры физиотерапевтического кабинета в войсковой части 20096 в льготном исчислении: один год работы, как один год и три месяца, с 12.11.2007 года по 29.08.2011 года - период работы в должности медсестры физиотерапевтического кабинета, палатной медсестры в войсковой части 01485 в льготном исчислении: один год, как один год и три месяца, и назначить ей пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края, с 03 декабря 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного РФ (государственное учреждение) по Шпаковскому району Ставропольского края денежные средства в размере *** руб. - расходы на оплату госпошлины, а также в возмещение морального вреда *** рублей.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 04 декабря 2014 года исковое заявление Н.О.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о взыскании морального вреда и расходов на оплату государственной пошлины - удовлетворено частично. Судом постановлено:
Включить в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы Н.О.М.:
с 27.11.1989 года по 16.04.1990 года, с 01.07.1991 года по 03.11.1991 года - периоды получения пособия по беременности и родам подлежит включению в медицинский стаж в льготном исчислении один год работы, как один год и три месяца.
с 17.04.1990 года по 30.06.1991 года, с 18.11.1991 года по 05.10.1992 года, с 06.10.1992 года по 29.08.1994 года - периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет подлежат включению в медицинский стаж в льготном исчислении: один год работы, как один год и три месяца.
с 30.09.1986 года по 28.11.1987 года - период работы в качестве инструктора-дезинфектора поликлиники в Ставропольском высшем военном инженерном училище связи имени 60-летия Великого Октября.
с 01.01.2002 года по 11.08.2002 года, 27.08.2002 года по 31.12.2004 года - периоды работы в качестве старшей медсестры физиотерапевтического кабинета в войсковой части 20096 в льготном исчислении: один год работы, как один год и три месяца.
с 12.11.2007 года по 29.08.2011 года - период работы в должности медсестры физиотерапевтического кабинета, палатной медсестры в войсковой части 01485 в льготном исчислении: один год, как один год и три месяца, и назначить ей пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края, с 03 декабря 2012 года.
В остальной части исковых требований Н.О.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края - отказано.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда по Шпаковскому району Ставропольского края Ч.Л.В. просит решение суда от 04 декабря 2014 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителей ГУ - Управления Пенсионного фонда по Шпаковскому району Ставропольского края по доверенности К.Л.А. и Е.С.А., поддержавших апелляционную жалобу, Н.О.М., просившая решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения - положениями Федерального Закона N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 федеральные законы, принятые до вступления в силу данного закона (т.е. до 01.01.2002 года) и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 года МПЗ - Пунктом 3 ст. 3 Закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 установлено, что списки соответствующих работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п. 1 настоящей статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях установленных законом.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением пенсионного органа в специальный стаж Н.О.М. не засчитаны периоды с 27.11.1989 года по 16.04.1990 года, с 01.07.1991 года по 03.11.1991 года (периоды получения пособия по беременности и родам), а также с 17.04.1990 года по 30.06.1991 года, с 18.11.1991 года по 05.10.1992 года (периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет) засчитаны в календарном порядке, поскольку данные периоды не подлежат включению в стаж в льготном исчислении: 1 год как один год и три месяца, так как периодами работы не являются. Согласно пп. "а" п. 5 Правил N781 льготный порядок исчисления стажа распространяется только на периоды работы в сельской местности.
Как следует из трудовой книжки истца, с 14.07.1989 года Н.О.М. принята на должность медсестры приемного отделения в в/ч 68544, 03.10.1994 года переведена палатной медсестрой кожно-венерологического отделения, 16.10.1995 переведена медицинской сестрой ФТО поликлиники 20.12.1995 года присвоена ей первая квалификационная категория по специальности "медсестра стационара", с 03.07.1998 года уволена в связи с переводом мужа в другую местность.
Из архивной справки N 3/1477 от 06.09.2010 года следует, что согласно приказу командира войсковой части 68544 N 231 от 29.11.1989 года Н.О.М. медсестре приемного отделения предоставлен дородовой отпуск с 27.11.1989 года по 22.01.1990 года, основанием для его предоставления является больничный лист.
В соответствии со свидетельством о рождении Н.Я.С. родилась 06.02.1990 года.
Согласно приказу командира войсковой части 68544 N 62 от 30.03.1990 года Н.О.М. медсестре приемного отделения предоставлен послеродовой отпуск с 22.01.1990 года по 16.04.1990 года, основанием его выдачи является больничный лист.
Согласно приказу командира войсковой части 68544 N 73 от 16.04.1990 года Н.О.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 16.04.1990 года по 06.08.1991 года.
Согласно приказу командиру войсковой части 68544 N 128 от 05.07.1991 года Н.О.М. медсестре приемного отделения предоставлен до и послеродовой отпуск с 01.07.11991 года по 03.11.1991 года, основание для его выдачи является больничный лист.
В соответствии со свидетельством о рождении Н.М.С. родился 21.08.1991 года.
Согласно приказу командира войсковой части 68544 N 221 от 18.11.1991 года Н.О.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 18.11.1991 года по 21.02.1993 года.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии пп. 20 п. 1 ст. 27 вышеназванного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Согласно абзацу 3 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до дата могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Наряду с ныне действующим Списком могут применяться Списки, действующие в периоды осуществления трудовой деятельности, включаемые в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицу, обратившемуся за назначением пенсии.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 01.11.1999, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды до 01.11.1999 года согласно списку профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, а периоды после указанной даты в соответствии с Постановлением N 1066.
Поскольку работа истца в должности медсестры приемного отделения в в/ч 68544 (среднего медицинского персонала) имела место до 01.11.1999 года, при исчислении ее специального трудового стажа за период до указанной даты может быть применен Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, которым предусмотрено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в названном Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) следует считать за 1 год и 3 месяца.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 26 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса РФ ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку отпуска по уходу за детьми истца имели место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от дата N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"), то на данные правоотношения распространяется Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", которым были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты ФИО3 по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из вышеприведенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для включения вышеуказанных периодов нахождения истца в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, имевших место до 06.10.1992 года, в подсчет стажа в льготном исчислении.
Из пункта 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", следует, что время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска. Отпуск по беременности и родам действительно следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, так как работающей женщине в этот период выдается листок временной нетрудоспособности, она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении с ней в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, с сохранением всех гарантий, в том числе на досрочное назначение пенсии.
Учитывая, что в период, когда Н.О.М. был предоставлен отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком, она работала в должности медсестры приемного отделения в в/ч 68544, который включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы, то спорные периоды с 27.11.1989 года по 16.04.1990 года, с 01.07.1991 года по 03.11.1991 года, с 17.04.1990 года по 30.06.1991 года, с 18.11.1991 года по 05.10.1992 года, с 06.10.1992 года по 29.08.1994 год, подлежат включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Судебная коллегия не соглашается с доводом жалобы о том, что период работы с 30.09.1986 года по 28.11.1987 года в качестве инструктора-дезинфектора поликлиники в Ставропольском высшем военном инженерном училище связи ГУ УПФ РФ по Шпаковскому району не включен в подсчет специального стажа, так как училище связи не предусмотрено Списком учреждений, а работа в структурных подразделениях по ранее действующему законодательству не засчитывается в специальный стаж, данный период работы включен в стаж в календарном порядке согласно п. 5 Правил N 781.
Как следует из справки N 66/ОК от 31.03.2010 года Ставропольское высшее военное инженерное училище связи с 01.11.1998 года переименовано в филиал Ростовского военного института ракетных войск на основании Директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил 1998 года N 314/10/0720 и приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 417.
Филиал Ростовского военного института ракетных войск с 01.01.2005 года переименован в Ставропольский военный институт связи ракетных войск на основании Директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил 2004 года N 314/10/2863 и приказа Министерства обороны Российской Федерации 2004 года N 235.
Из уточняющей справки начальника отдела кадров "Ставропольского военного института связи ракетных войск" N 38 от 08.04.2010 года следует, что Ш.О.М. работала в Ставропольском высшем военном инженерном училище связи имени 60-летия Великого Октября в должности инструктора-дезинфектора поликлиники в период с 30.09.1986 года (приказ N 219 от 30.09.19986 года) по 28.11.1987 гола (приказ N 268 от 28.11.1987 года).
В период с 01.11.1986 года (приказ N 242 от 31.10.1986 года) по 01.03.1987 года (приказ N 44 от 27.02.1987 года) оформлено замещение на 0,5 ставки по должности медицинской сестры поликлиники на время декретного отпуска Р.Л.А.
За период работы в организации отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора и трех лет работнику не предоставлялось.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 09 июля 2003 года "Об установлении тождества наименований должностей "дезинструктор", "дезинфектор", "помощник эпидемиолога", "помощник паразитолога", "лаборант (по бактериологии)", "лаборант (по паразитологии)" наименованиям должностей "инструктор-дезинфектор", "медицинский дезинфектор", "помощник врача-эпидемиолога", "помощник врача-паразитолога", "лаборант" установлено тождество наименования должности "дезинструктор", наименованию должности "инструктор-дезинфектор".
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, исходя изпункта 6Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных вСпискеработ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных вСписке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названномпункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных вСписке.
В спорный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 г., утвердившее Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно Перечню среди учреждений и организаций значатся именно лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения - амбулаторно-поликлинические и учреждения всех типов и наименований (в том числе здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), а среди должностей - медицинские сестры и дезинфекционные инструкторы.
На основании вышеприведенных норм, удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж для назначения пенсии данного периода работы в льготном исчислении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истица имеет право на льготное исчисление стажа, поскольку досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от рода деятельности, а не от формального наименования структурного подразделения (отделения) учреждения.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.
В соответствии п. 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 данного постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 05.11.2002 года N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, периоды работы истца в сельской местности в должности, указанной в списке должностей, с 30.09.1986 года по 28.11.1987 года подлежат включению в трудовой стаж в льготном исчислении, то есть из расчета один год работы за 1 год и 3 месяца стажа, что составляет 01 год 1 месяц 29 дней.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку конституционное право Н.О.М. на социальное обеспечение не может быть нарушено иным толкованием и применением норм пенсионного законодательства.
В своей жалобе ответчик ГУ - Управление Пенсионный фонд РФ по Шпаковскому району СК возражает против включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца период работы с 01.01.2002 года по 11.08.2002 года, 27.08.2002 года по 31.12.2004 года, периоды работы в качестве старшей медсестры физиотерапевтического кабинета в войсковой части 20096; с 12.11.2007 года по 29.08.2011 года, период работы в должности медсестры физиотерапевтического кабинета, платной медсестры в войсковой части 01485 ссылается на то, что индивидуальные сведения работодателя представлены без указания кода льготных условий труда и ставки.
Данный довод судебной коллегией не может принять, как основания для отмены решения суда по следующим основаниям.
Отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода, подтверждающего характер "списочной" работы, не может являться основанием для отказа во включении истцу в специальный трудовой стаж оспариваемых периодов. Факт выполнения истцом льготной работы подтвержден трудовой книжкой и первичными документами о заработной плате. Обязанность правильно заполнять индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц лежит на работодателе. Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд, не имела реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем. Допущенные в этой части нарушения не должны ограничивать пенсионных прав гражданина.
Истица с 1981 года и по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в различных медицинских учреждениях в должности медицинской сестры.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, имеющейся в материалах дела, Н.О.М. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 11.08.1998 года.
Учитывая, что спорные периоды с 01.01.2002 года по 11.08.2002 года, 27.08.2002 года по 31.12.2004 года, с 12.11.2007 года по 29.08.2011 года, приходятся на периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" они подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
По правилам ст. 18 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Судом по материалам дела установлено, что в периоды с 01.01.2002 года по 11.08.2002 года, 27.08.2002 года по 31.12.2004 года, Н.О.М. работала в качестве старшей медсестры физиотерапевтического кабинета в войсковой части 20096; с 12.11.2007 года по 29.08.2011 года работала в должности медсестры физиотерапевтического кабинета, платной медсестры в войсковой части 01485, что подтверждается трудовой книжкой, архивными справками.
Таким образом, невыполнение страхователем своих обязанностей не может повлечь для застрахованного лица - работника неблагоприятные последствия.
При таких обстоятельствах, обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии, Н.О.М. имела специальный стаж общей продолжительностью 32 года 3 месяца 17 дней - (ранее принятого ответчиком специального стажа работы - 17 лет 2 месяца 4 дня, а также включенных судом спорных периодов работы - 15 лет 1 месяц 13 дней), составил более 30 лет.
Разрешая спор о досрочном назначении пенсии Н.О.М., суд дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил в этой части законное и обоснованное решение.
Однако, довод апелляционной жалобы о том, что Н.О.М. обратилась в пенсионный орган с заявлением 04.12.2012 года, а не 03.12.2012 года, заслуживает внимание судебной коллегии.
Как следует из материалов дела, заявление о назначении пенсии Н.О.М. написала в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края 04 декабря 2012 года и собственноручно его подписала (л.д.202-203).
При таких обстоятельствах, решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 04 декабря 2014 года подлежит изменению в части назначения Н.О.М. пенсии с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края, ни с 03.12.2012 года, а с 04.12.2012 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 04 декабря 2014 года изменить в части назначения Н.О.М. пенсии с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края, с 03.12.2012 года, указав назначить Н.О.М. пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по Шпаковскому району Ставропольского края, с 04 декабря 2012 года.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.