Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С. при секретаре Силенок О.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Кондаковой В.Я. на решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 29.01.2015 по делу по жалобе на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ООО "Кристалл",
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 01.10.2014 N ** ООО "Кристалл" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Основанием для привлечения ООО "Кристалл" к административной ответственности послужили выявленные в ходе проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Пермском крае от 04.08.2014 в связи с обращением от 30.07.2014 проверки соблюдения ОООГ "Кристалл" обязательных требований, содержащихся в Трудовом кодексе РФ или его отдельных разделах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, проведенной в отношении указанного юридического лица (местонахождение: ****) в период с 05.08.2014 по 25.08.2014, нарушения трудового законодательства:
1. в нарушение ст. 212 ТК РФ, п.1.2 постановления Минтруда России от 14.03.1997 N12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", п.5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N569, п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N342н, ч. 1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (специальная оценка условий труда) работников ООО "Кристалл" с начала деятельности в 2008 году по всем рабочим местам;
2. в нарушение ст. 213 ТК РФ, п.19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н работодателем не организовано проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или опасными) условиями труда: не определяется (не представлен, о наличии не заявлено) поименной список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
Решением судьи Березниковского городского суда от 29.01.2015, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ООО "Кристалл" *** Кондаковой В.Я., действующей на основании доверенности, данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Кондакова В.Я. просит решение от 29.01.2015 отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении. Жалоба мотивирована нарушением установленного Федеральным законом N294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" принципа недопустимости проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, поскольку наличие / отсутствие аттестации рабочих мест уже являлось предметом проверки в 2013 году. На устранение нарушения предоставлен срок до 28.02.2015. Заявитель полагает, что по указанному нарушению истек срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку впервые оно было обнаружено в 2013 году. Относительно отсутствия предварительных и периодических медицинских осмотров, то контингент рабочих, поименные списки работников, которые должны проходить периодические медицинские осмотры, в ООО "Кристалл" утверждены. Соответствующие документы были представлены в ходе рассмотрения дела, однако, ходатайство было судьей городского суда отклонено.
В судебном заседании Кондакова В.Я. на удовлетворении жалобы по ее доводам настаивает.
Заслушав Кондакову В.Я., изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на даты совершения правонарушения и вынесения постановления) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вмененное ООО "Кристалл" нарушение в виде непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) работников данного юридического лица по всем рабочим местам с начала деятельности в 2008 году выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, то есть относится к длящимся нарушениям. В связи с этим в данном случае согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ срок давности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения. В силу абз.3 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Допущенное ООО "Кристалл" нарушение ст.212 ТК РФ, требований иных нормативных актов, устанавливающих необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (специальную оценку условий труда), выявлено в ходе проверки, проведенной в августе 2014 года, на тот момент срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении юридических лиц составлял два месяца.
Согласно представленным документам ранее, в апреле 2013 года, должностным лицом Государственной инспекции труда в Пермском крае на основании заместителя руководителя данного административного органа от 01.03.2013 проводилась проверка соблюдения ООО "Кристалл" требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлено нарушение ст.212 ТК РФ (на предприятии не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда). По результатам проверки было вынесено предписание от 02.04.2013 N14. Согласно которому в срок до 30.11.2013 ООО "Кристалл" необходимо было провести аттестацию рабочих мест. Таким образом, фактически допущенное нарушение было обнаружено в апреле 2013 года, однако, по результатам данной проверки в отношении юридического лица какие-либо процессуальные документы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, должностными лицами Государственной инспекции труда в Пермском крае не выносились. При таких обстоятельствах повторное выявление нарушения, ранее обнаруженного, течение срока давности не приостанавливает и не возобновляет.
С учетом изложенного, из постановления и решения следует исключить суждение о нарушении ООО "Кристалл" положений трудового законодательства, обязывающих организацию провести аттестацию рабочих мест по условиям труда (специальную оценку условий труда), как сделанное за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры ... осуществляются за счет средств работодателя.
Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
В соответствии с п. 19 приведенного Порядка ... периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ. Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке ... ; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
В материалы дела представлены списки работников ООО "Кристалл", подлежащих периодическому медицинскому осмотру, на 2011 год, список работников для прохождения планового медицинского осмотра в феврале-марте 2012 года, списки работников ООО "Кристалл", подлежащих периодическому медицинскому осмотру, на 2012, список контингента для прохождения периодических медицинских осмотров на 2013 год с учетом установленной Порядком и Перечнями периодичностью, акты выполненных работ и счета-фактуры, свидетельствующие о действительном проведении медицинских осмотров в медицинских организациях, за указанный период, а также в ноябре 2014 года. Оснований полагать, что данные списки отсутствовали, соответствующие медицинские осмотры не проводились, не имеется. Отказывая защитнику в удовлетворении ходатайства о приобщении копий соответствующих списков в связи с тем, что они не заверены надлежащим образом, судья городского суда не исследовал вопрос о действительном наличии таких списков, не предложил представить подлинные документы (протокол судебного заседания от 29.91.2015 таких сведений не содержит), то есть фактически не выполнил требования ст.26.1 КоАП РФ. Непредставление таких списков ранее не свидетельствует о наличии в действиях ООО "Кристалл" на август 2014 года нарушения требований трудового законодательства об обязательном проведении периодических медицинских осмотров работников организации.
При таких обстоятельствах ООО "Кристалл" необоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, фактически в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, выразившееся в нарушении ст. 213 ТК РФ, п.19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н. В связи с этим постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 01.10.2014, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 29.01.2015 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 01.10.2014, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 29.01.2015 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО "Кристалл" - прекратить.
Решение вступило в законную силу.
Судья - Е.С. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.