Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2015 г. апелляционную жалобу ООО "Лыткинские зори" на решение Можайского городского суда Московской области от 25 ноября 2014 года по делу по заявлению ООО "Лыткинские зори" о признании недействующим подпункта 2.6 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге" в редакции решения Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 12.11.2013 N 49/13 "О внесении изменений в решение от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге" со дня опубликования последнего,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителей ООО "Лыткинские зори" - Шарыбкиной Г.В., Романова А.В.,
заключение прокурора Ковалева Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Лыткинские зори" обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействующим подпункт 2.6 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге" в редакции решения Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 12.11.2013 N 49/13 "О внесении изменений в решение от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге" со дня опубликования последнего; взыскать с Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области расходы на оплату государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для дачного строительства, с кадастровым номером 50:18:0080416:213, расположенный вблизи д. Лыткино Можайского района Московской области.
08.10.2013 Совет депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области принял решение N 43/12 "О земельном налоге", не опубликованное в установленном порядке в газете "Новая жизнь", но введенное в действие с 01.01.2014, а 12.11.2013 тем же органом было принято решение N 49/13 "О внесении изменений в решение от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге", вступившее в силу с момента официальной публикации - 20.11.2013, которым пункт 2 решения N 43/12 от 08.10.2013 был дополнен подпунктом 2.6, согласно которому земельный налог в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства (дачного строительства) коммерческим организациям, устанавливается в размере 1,5 процента.
Заявитель считает, что решение Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 12.11.2013 N 49/13 не соответствует положениям ст.ст. 387 и 394 Налогового кодекса РФ, устанавливающим предельную ставку земельного налога для ведения дачного хозяйства в размере 0,3 процента, вследствие чего нарушает его имущественные права.
В судебном заседании представитель заявителя Романов А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Рычков С.В. с заявлением ООО "Лыткинские зори" не согласился.
Решением Можайского городского суда Московской области от 25 ноября 2014 года в удовлетворении заявления ООО "Лыткинские зори" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Лыткинские зори" просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области не явился. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителей ООО "Лыткинские зори" - Шарыбкиной Г.В., Романова А.В., заключение прокурора Ковалева Е.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Лыткинские зори" на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 171 166 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, по адресу: "данные изъяты", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - восточная граница "данные изъяты", участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Можайский (л.д. 11, 12).
08.10.2013 Советом депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области было принято решение N 43/12 "О земельном налоге", опубликованное в установленном порядке в спецвыпуске от 16.10.2013 газеты "Новая жизнь" Можайского муниципального района и вступившее в силу с 01.01.2014, подпунктом 2.2 пункта 2 которого на территории сельского поселения Борисовское установлен земельный налог в размере 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, находящихся на территории дачных и садоводческих некоммерческих объединений граждан (л.д. 6-8, 10).
12.11.2013 Советом депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области было принято решение N 49/13 "О внесении изменений в решение от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге", вступившее в силу с момента официальной публикации, имевшей место 20.11.2013, которым пункт 2 решения N 43/12 от 08.10.2013 был дополнен подпунктом 2.6, в соответствии с которым земельный налог в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства (дачного строительства) коммерческим организациям, устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости (л.д. 9, 52-53).
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 1 ст. 78 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ (в ред., действовавшей до 01.03.2015) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям устанавливаются федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 82 ЗК РФ в ред., действовавшей до 01.03.2015).
При этом на основании п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
С учетом изложенного в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, оспариваемый заявителем подпункт 2.6 пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге" в редакции решения Совета депутатов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области от 12.11.2013 N 49/13 "О внесении изменений в решение от 08.10.2013 N 43/12 "О земельном налоге" не противоречит ст. 394 НК РФ либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Нарушений требований законодательства, влекущих признание акта недействующим, при издании оспариваемого нормативного правового акта судом установлено не было, и доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления ООО "Лыткинские зори".
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая правовая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Лыткинские зори" не опровергают законность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 25 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Лыткинские зори" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.