Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Магадовой А.В.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аджиева З. О. к Управлению ОПФР по РД в г.Хасавюрт о признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов N N, N N, N от "дата" и N от "дата" действий по их направлению на исполнение в Хасавюртовский межрайонный отдел службы судебных УФССП по РД, взыскании незаконно удержанных с его пенсии в счет погашения страховых взносов денежных средств в размере "." руб. с учетом инфляции по апелляционной жалобе представителя истца - адвоката Рамазанова М.Я. на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 09 декабря 2014 года, которым постановлено:
"исковое заявление Аджиева З. О. удовлетворить.
Постановления Управления Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Хасавюрте о взыскании с Аджиева З. О. страховых взносов, пеней и штрафов N N, N N, N от "дата". и N от "дата"., а также действия Управления Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Хасавюрте по направлению этих постановлений на исполнение в Хасавюртовский городской отдел службы судебных приставов УФССП России по РД признать незаконными.
Взыскать с Управления Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Хасавюрте в пользу Аджиева З. О., незаконно удержанные с его пенсии в счет погашения недоимок по страховым взносам денежные средства с учетом инфляции в размере "." рублей "." копеек".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя ОПФР по Республике Дагестан по доверенности Булатовой Т.М., просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, возражения представителя истца - адвоката Рамазанова М.Я., просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аджиев З.О. 27 октября 2014 года обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Управлению Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Хасавюрте (далее - Пенсионный фонд) о признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов N N, N N N от "дата"г. и N от "дата"г., действий по их направлению на исполнение в Хасавюртовский межрайонный отдел службы судебных приставов УФССП по РД, взыскании незаконно удержанных с его пенсии в счет погашения страховых взносов денежных средств в размере "." руб. с учетом инфляции.
В обоснование заявленных требований указал, что 31 декабря 2014г. он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и в настоящее время является физическим лицом.
В начале июня 2014г. из Хасавюртовского МО ССП России по РД (далее - служба судебных приставов) ему сообщили, что к ним на исполнение поступило четыре постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов: от "дата"г. за N на сумму- "." руб., от "дата"г. за N на сумму- "." руб., от "дата"г. за N на сумму- "." руб., от "дата"г. за N на сумму- "." руб.
Считает их незаконными, составленными с нарушением норм действующего ФЗ-N212 от 24 июля 2009г., в частности они составлены одной и той же датой, на бланках старого образца, утративших силу, подписаны не уполномоченным лицом, и в нарушение установленного законом порядка взыскания страховых взносов. За какой период произведен расчет взыскиваемых страховых взносов, в постановлениях также не указано.
К данным правоотношениям подлежат применению требования ч. 1 ст.21 и ст. 22 ФЗ-N212, в соответствии с которым спор должен разрешиться в исковом порядке, поскольку он не согласен с указанными в этих Постановлениях расчетами по уплате страховых взносов, а также в них должны быть указаны подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Считает, что ответчик, при составлении указанных выше 4 (четырех) Постановлений нарушил требования ч.14 ст. 19 ФЗ-N212, в соответствии с которым ответчик ко всем четырем Постановлениям обязан приложить отдельные Постановления о наличии или отсутствии сведений об открытых в банке счетах предпринимателя.
В силу ст. 19 - ст.20 ФЗ-N212, законодателем установлена определенная процедура по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов во внесудебном порядке, состоящая из ряда последовательных этапов действий, в том числе предусматривающая предшествующие настоящим четырем Постановлениям - принятие решения о взыскании недоимки по страховым взносам.
Кроме того, ответчик нарушил установленный законом ФЗ-N212 порядок взыскания страховых взносов.
В силу изложенных требований ФЗ-N212, ответчик, прежде чем составить и направить на исполнение Требование или Постановление о взыскании страховых взносов, обязан собрать доказательства виновности плательщика страховых взносов, что ответчиком в данном случае не сделано.
Указанные требования ему своевременно ответчиком направлены не были, ему под роспись они не вручались, об их существовании ему стало известно лишь в рамках исполнительного производства, тем самым ответчик нарушил его право на судебную защиту.
На основании оспариваемых постановлений судебным приставом исполнителем ХМО УФССП России по РД Аслудиновым С.А. возбуждены исполнительные производства.
Всего с пенсионного счета истца Аджиева З.О. Хасавюртовским МО ССП России по РД по указанным выше Постановлениям, в пользу ответчика - Пенсионного фонда удержаны деньги в сумме- "." руб., которые просят возвратить истцу с учетом коэффициента инфляции по РФ с момента их незаконного удержания.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник управления ГУ-ОПФР по РД в г. Хасавюрте Ахмедханов М.А. просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Решение суда не соответствует требованиям статей 195 и 196 ГПК РФ.
Правовая природа и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следующая: страховые взносы являются обязательными платежами по своему содержанию, но в отличие от налога -индивидуально безвозмездного платежа (статья 8 НК РФ), страховые взносы (статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный Фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением, которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения (части пенсии) по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, истец, как плательщик страховых взносов, т.е.
страхователь, обязан уплачивать соответствующие страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости
страхового года.
Ведение законодательной обязанности уплаты страховых
взносов в размере, определенном исходя из стоимости страхового года,
направлено на обеспечение реализации данным лицами права на получение
трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта
пенсионного обеспечения.
Аджиев З.О. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 03 августа 2007 года по момент прекращения им
предпринимательской деятельности по 31 декабря 2013 года, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, отчисления он не производил.
Согласно решению городского суда, суд ссылается на отправку корреспонденции, то есть уведомления (требования и постановления) не по адресу, так как записи Единого государственного реестра индивидуального предпринимателя при регистрации в Инспекции ФНС г. Хасавюрт Аджиев З.О. указал адрес г. Хасавюрт ул. Бараненко д. "." по этому адресу и были направлены данные требования и постановления. Данный гражданин Аджиев З.О. обязан был поставить в известность орган Инспекции ФНС г. Хасавюрт о переименовании либо переезда адресата на другое место жительства.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ возлагает на плательщиков страховых взносов обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 212 - ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
За время осуществления предпринимательской деятельности, Аджиев З.О. ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Аджиеву З.О. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, но на момент направления заявления данное требование не исполнено.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения
деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Частью 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи.
Какие-либо предельные сроки на выявление недоимки по страховым взносам частью 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ (как и иными положениями данного Закона) не установлены.
При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Как отмечено частью 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования Аджиева З.О. о признании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что соответствующие требования органами Пенсионного фонда ему не вручались, требования были направлены не по месту жительства истца.
Между тем, согласно записи Единого государственного реестра индивидуального предпринимателя при регистрации в Инспекции ФНС г. Хасавюрт Аджиев З.О. сам указал адрес: г. Хасавюрт ул. Бараненко д. ".".
По этому адресу ему были направлены данные требования и постановления. Однако, Аджиев З.О. не поставил в известность ни орган Инспекции ФНС г. Хасавюрт, ни органы Пенсионного фонда РФ по РД по г. Хасавюрту об изменении места жительства, о переезде в другое место жительства.
При таких обстоятельствах риск неблагоприятных последствий невыполнения истцом своих обязанностей не может быть возложен на ответчика.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Исходя из ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы.
В силу ст. 18 Закона N 212-ФЗ и п. 2 ст. 14 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что требования в адрес истца по известному ответчику адресу в предусмотренные законом сроки направлены.
Аджиев З.О. с 3 августа 2007 года поставлен на учет в Межрайонной инспекции ФНС России N по Республике Дагестан 31 августа 2004 года в качестве индивидуального предпринимателя и обязан был уплачивать соответствующие страховые взносы в установленных размере и в установленные сроки.
С 1 января 2014 года он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, он исключен из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Из материалов дела следует, что, в нарушение требований статей 22 и 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212 - ФЗ, истцом не было представлено ни одного отчета за весь период деятельности.
Он не производил выплату страховых взносов в предусмотренном законом порядке и в установленные для этого сроки, в связи с чем образовалась задолженность.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что Аджиев З.О.., будучи индивидуальным предпринимателем, должен был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, в том числе, на страховую часть трудовой пенсии, на обязательное медицинское страхование, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции действовавшей до 01 января 2013 года) органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (указанные сведения могут быть представлены в форме электронного документа). Такие сведения направлялись Пенсионным фондом застрахованным лицам в форме извещений. Однако данный абзац утратил силу с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 03 декабря 2012 N 242-ФЗ.
С 01 января 2013 года действует другая редакция данной статьи, согласно которой органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны бесплатно предоставлять один раз в год застрахованному лицу
по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).
До 01 января 2013 года извещения направлялись в адрес только тех застрахованных лиц, за которые производилась уплата страховых взносов.
Судом установлено, что Аджиевым З.О. в течение всего периода занятия им предпринимательской деятельностью уплата страховых взносов не производилась, в связи с этим извещения не могли быть ему направлены.
С 1 января 2013 года в связи с изменениями законодательства информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов производится только на основании письменного заявления лица, однако Аджиев З.О. в УПФ в г. Хасавюрте Республики Дагестан с соответствующим заявлением не обращался.
Истец, как плательщик страховых взносов, и его представитель, а также суд в решении считают, что предельные (процессуальные) сроки для взыскания недоимки по страховым взносам (пеням, штрафам) в принудительном порядке, установленном положениями ст. ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, исчисляются исходя из момента образования такой задолженности. Между тем, такое утверждение не основано на законе.
Для бесспорного взыскания недоимки по страховым взносам значение имеет
момент ее выявления органом контроля, а не образования. Это следует из ст. 22 Закона N 212-ФЗ. Названной нормой определены два случая, когда задолженность по страховым взносам может быть выявлена ревизорами внебюджетного фонда:
- первый - вне рамок контрольных мероприятий (ч. 2);
- второй - по результатам камеральных и выездных проверок (ч. 3).
В обоих случаях факт выявления недоимки должен быть зафиксирован либо в ненормативном акте органа контроля, принимаемом по результатам проверки, либо в специальной справке, форма которой утверждена в Приложении 5 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07 декабря 2009 N 957н.
Органы контроля, в соответствии с Законом N 212-ФЗ, наделены полномочиями по выявлению недоимки по страховым взносам вне рамок контрольных мероприятий.
Каких-либо предельных сроков по ее выявлению ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ (как и иными положениями данного Закона) не установлено.
Кроме того, законодательством о страховых взносах не предусмотрена возможность применения ст. 196 ГК РФ при определении предельного срока взыскания органом контроля страховых взносов и пеней.
Из материалов дела следует, что ответчиком установлен факт неуплаты Аджиевым З.О. страховых взносов и составлена справка о выявлении недоимки у плательщика Аджиева З.О. страховых взносов при его обращении по поводу прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Также установлено, что требования выставлены на основании указанной справки, которая истцом не была оспорена.
Из этого следует, что ответчик действовал в рамках своих полномочий, определенных положениями Закона N 212-ФЗ: выявил недоимку по страховым взносам, зафиксировал этот момент в справке и направил плательщику взносов требование о ее уплате по известному им адресу.
Истцом добровольно указанные суммы не уплачены, в связи с чем приняты оспариваемые постановления.
Из материалов дела усматривается, что постановлением судебного пристава исполнителя ХМО УФССП России по РД от "дата"г. возбуждено исполнительное производство, удержана сумма - "." руб.
По постановлению от "дата"г. о возбуждении исполнительного производства удержаны деньги в сумме- "." руб.
По постановлению от "дата"г. о возбуждении исполнительного производства, с пенсионного счета истца Аджиева З.О. удержаны деньги в сумме - "." руб.
В суде апелляционной инстанции представитель истца заявил, что указанные суммы могут удерживаться с его доверителя только по решению суда, тем самым, подтверждая факт нарушения истцом законодательства об уплате страховых взносов и наличие задолженности.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года установлено, что обязанность по уплате страховых взносов возникает с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, определенном статьей 11 Закона, следовательно, прекращается с момента государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. I
Определением Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 года N 211-О и Определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 года N 164-0 разъяснено, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и
др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушений процедуры взыскания суммы задолженности по страховым взносам органами Пенсионного фонда не допущено, доводы истца и его представителя являются следствием неправильного толкования норм материального права и попыткой не исполнения возложенной на него федеральным законодательством обязанности уплаты страховых взносов за период занятия предпринимательской деятельностью.
Выводы суда в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 09 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления Аджиева З. О. о признании незаконными постановления Управления Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Хасавюрте о взыскании с Аджиева З. О. страховых взносов, пеней и штрафов N N, N N, N от "дата"г. и N от "дата"г., а также действий Управления Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Хасавюрте по направлению этих постановлений на исполнение в Хасавюртовский городской отдел службы судебных приставов УФССП России по РД отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.