Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Магомедовой З.А.
с участием прокурора Алиевой Ф.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нурмагомедова М.Н. к Управлению социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из условной чернобыльской заработной платы, индексации её и взыскании задолженности по указанной выплате по апелляционному представлению прокурора Хунзахского района З.С.Магомедова на решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования НурМ. М. НурМ.ча удовлетворить.
Взыскивать ежемесячно с УСЗН в МО "Хунзахский район" за счёт средств федерального бюджета в пользу НурМ. М. НурМ.ча, начиная с 01 декабря 2013г., ежемесячную сумму в возмещение вреда в размере "." рублей "." копеек, с последующей индексацией исходя из верхнего уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Взыскать с УСЗН в МО "Хунзахский район" за счёт средств федерального бюджета в пользу НурМ. М. НурМ.ча задолженность по ежемесячной сумме в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2001г. по 30 ноября 2013г., в сумме "." рублей "." копеек".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения прокурора, просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, и произвести поворот исполнения решения суда, возражения начальника УСЗН в МО "Хунзахский район" Омарова Б.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нурмагомедов М.Н. обратился в суд к УСЗН в МО "Хунзахский район" с иском о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из условной чернобыльской заработной платы, индексации её и взыскании задолженности.
Исковые требования мотивировал тем, что он является инвалидом "." группы со 100% потерей трудоспособности вследствие участия с 19 июня 1987г. по 26 сентября 1987г. в качестве бетонщика в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти км зоне - зоне отчуждения.
Ему на работах связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС была выплачена заработная плата в сумме "." рублей "." копеек, что подтверждается справкой о заработной плате от "дата"г., выданной Хунзахским управлением автомобильных дорог, где он работал трактористом до призыва на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Эту справку в декабре 2000г. он представил для назначения ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в УСЗН в МО "Хунзахский район".
Ссылаясь на Министерство труда и социального развития РД УСЗНом в МО "Хунзахский район" ему было отказано в назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из среднемесячной чернобыльской заработной платы.
Считает данные действия УСЗН в МО "Хунзахский район" незаконными и противоречащими Федеральным законам, Постановлениям высших судебных органов Российской Федерации - Верховного суда и Конституционного суда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор района просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Как следует из решения суда отказ ответчика назначить ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью исходя из условной чернобыльской заработной платы привел к ущемлению законных интересов истца.
Вместе с тем, согласно п.6 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
Из материалов гражданского дела следует, что изменений в трудовой деятельности Нурмагомедова М.Н. не было, по окончанию работы на ЧАЭС он вернулся на прежнее место работы, на ту же должность.
Устойчивые изменения в заработке Нурмагомедова М.Н. до наступления страхового случая, улучшающие его имущественное положение, не произошли.
Со вступлением в силу с 15 февраля 2001 Федерального закона от 12 февраля 2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. N 31-ФЗ, порядок назначения возмещения вреда исходя из размера заработка был отменен, и установлена выплата ежемесячной компенсации в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности и индексируется с 19 июля 2002, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 N 194 и Федеральным законом от 24 декабря 2002 N 176, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено Нурмагомедову М.Н. ранее, до назначения в твердой сумме, возмещение вреда исходя из заработка, не назначалось.
Таким образом, к моменту обращения Нурмагомедова М.Н. в суд с исковыми требованиями об индексации выплат, законодательством уже установлен порядок индексации выплат возмещения вреда исходя из уровня инфляции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Нурмагомедов М.Н. является инвалидом второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидность установлена бессрочно.
С момента установления инвалидности в 1998 г. истцу назначены суммы возмещения вреда здоровью.
С 2001 г. Нурмагомедов М.Н. является получателем ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.
С 1 июня 2004 г. ответчик индексировал размер указанной компенсации по коэффициенту инфляции в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.
До момента обращения с настоящим иском в суд Нурмагомедов М.Н. с требованиями о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью к ответчику и в суд не обращался.
Доказательств своего обращения по данному вопросу ранее в соответствующие органы, истцом в суд не представлено.
Довод о том, что справку о заработной плате с заявлением представлял в УСЗН в МО "Хунзахский район", которым в перерасчете было отказано, надлежащими доказательствами не подтверждается. Начальник УСЗН в МО "Хунзахский район" в суде апелляционной инстанции показал, что такого решения он суду не представлял.
Более того, если имел место такой отказ, что суду не доказано, истцом отказ либо бездействие государственного органа социальной защиты населения в установленном порядке с 2000 года обжаловано не было.
Разрешая спор, с учетом того, что впервые выплаты в возмещение вреда здоровью назначены Нурмагомедову М.Н. до 15 февраля 2001 г., их размер при надлежащей индексации выше, чем размер получаемой истцом денежной компенсации в твердой сумме, суд пришел к выводу о том, что Нурмагомедов М.Н. имеет право на получение суммы возмещения вреда по ранее действовавшему законодательству исходя из утраченного заработка, проиндексированной в соответствии с действующим законодательством, и определил размер возмещения вреда здоровью из заработной платы за 2 месяца пребывания на Чернобыле, назвав его "условным заработком".
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами.
Так, 12 февраля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был изменен порядок определения сумм возмещения вреда; законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 г. в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В настоящем иске, поданном в 2014 г., на основе нормы закона, утратившей силу с 15 февраля 2001 г., Нурмагомедов М.Н. просит изменить порядок выплат установленной ему в 2001 г. ежемесячной денежной компенсации, произвести индексацию этой суммы и "осовременивание" образовавшейся задолженности по состоянию на день обращения с иском, в то время как при установленных обстоятельствах возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрена.
До момента обращения в 2014 г. Нурмагомедов М.Н. в суд с иском требований о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью не заявлял, до указанной даты не выражал несогласия с размером выплачиваемых ему до 2001 г. сумм возмещения вреда и их индексацией.
При таких данных Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан полагает, что истцом ранее было реализовано предоставленное законом право выбора получения ежемесячной денежной компенсации, размер которой с января 2001 г. был определен в твердой денежной сумме.
Не может согласиться Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан и с избранным судом механизмом индексации подлежащих выплате Нурмагомедову М.Н. сумм возмещения вреда здоровью.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 (в редакции от 7 июля 2009 г.) "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При таких обстоятельствах выводы суда относительно необходимости индексации в ином порядке, в частности с применением показателей роста величины прожиточного минимума, получаемых истцом ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения истца в 2014 г. с настоящим иском законодателем был регламентирован порядок индексации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм права, которые, как следствие, повлекли за собой вынесение незаконного решения об удовлетворении заявленных Нурмагомедовым М.Н. требований об изменении порядка производимых ему выплат и взыскании задолженности по суммам компенсации вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Принимая во внимание изложенное, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан признает решение Акушинского районного суда Республики Дагестан от 24 февраля 2014 г. подлежащим отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурора Хунзахского района Магомедова З.С. удовлетворить.
Решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 24 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований НурМ. М. НурМ.ча к Управлению социальной защиты населения в МО "Хунзахский район" о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из условной чернобыльской заработной платы, индексации её и взыскании задолженности отказать.
Произвести поворот исполнения решения Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 24 февраля 2014 года, взыскав с НурМ. М. НурМ.ча в пользу федерального бюджета "." рублей "." копеек незаконно выплаченных денежных средств.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.