Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О. В.,
судей Гаиткуловой Ф. С.,
Пономаревой Л. Х.,
при секретаре Гафурьяновой Г. Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе Республики Башкортостан Алимгуловой Р. З. на решение Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2014 года, которым постановлено:
признать незаконным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе Республики Башкортостан N 39 от 09 октября 2014 года об отказе в установлении пенсии Абдрахимовой Г. Т.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе Республики Башкортостан включить в стаж работы, предоставляющей право на досрочное назначение трудовой пенсии Абдрахимовой Г. Т., периоды её работы в льготном исчислении 1 год работы за
1 год и 3 месяца: с 01 ноября 1996 года по 01 января 1997 года - период прохождения курсов повышения квалификации; с 24 августа 1993 года по
05 декабря 1993 года и с 01 сентября 1998 года по 18 января 1999 года - периоды нахождения в отпуске по беременности и родам.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе Республики Башкортостан назначить
Абдрахимовой Г. Т. досрочную трудовую пенсию по старости с
30 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Алексеенко О. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдрахимова Г. Т. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кугарчинском районе Республики Башкортостан (далее по тексту - Пенсионный фонд) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца: с 01 ноября 1996 года по 01 января 1997 года - период прохождения курсов повышения квалификации; с 24 августа 1993 года по 05 декабря 1993 года и с
01 сентября 1998 года по 18 января 1999 года - периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, также в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27 октября 2010 года по 11 ноября 2010 года и с 09 декабря 2010 года по 22 декабря 2010 года (всего календарно 29 дней). Просила назначить пенсию с 13 октября 2014 года.
Судом постановлено приведённое решение, об отмене которого просит представитель Пенсионного Фонда Алимгулова Р. З. по мотиву незаконности и необоснованности принятого решения. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с указанием на то, что льготное исчисление к периодам нахождения в отпуске по беременности и родам, прохождения курсов повышения квалификации законом не предусмотрено.
Представитель Пенсионного фонда, извещённый о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явился, в соответствии с положениями части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав Абдрахимову Г. Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчёта трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Абдрахимова Г.Т. работала в медицинских должностях и в медицинских учреждениях, работа в которых даёт право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с медицинской деятельностью.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом, согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в посёлке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) применялся при назначении пенсии до 01 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"). После
01 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,
Абдрахимова Г. Т. является медицинским работником, с 03 апреля 1990 года по 30 сентября 2014 года (день обращения в Пенсионный фонд) работала в должности заведующей-фельдшером Мукачевского фельшерско-акушерского пункта Мраковской центральной районной больницы.
30 сентября 2014 года истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
09 октября 2014 года Пенсионный фонд отказал Абдрахимовой Г. Т. в назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что специальный стаж истицы составляет 24 года 08 месяцев 12 дней, что недостаточно для назначения пенсии. При этом периоды нахождения в отпуске по беременности и родам:
с 24 августа 1993 года по 05 декабря 1993 года и с 01 сентября 1998 года по
18 января 1999 года включены ответчиком в календарном порядке; а периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 ноября 1996 года по
01 января 1997 года, с 27 октября 2010 года по 11 ноября 2010 года и с
09 декабря 2010 года по 22 декабря 2010 года не включены в специальный стаж.
Разрешая заявленные требования, с учётом приведённых норм права, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что необходимо зачесть периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам: с 24 августа 1993 года по 05 декабря 1993 года и с 01 сентября 1998 года по 18 января 1999 года с применением льготного порядка - 1 год работы за 1 год 3 месяца, поскольку в Списках, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР от
06 сентября 1991 года N 464, работа в сельской местности подлежала зачёту в стаж 1 год работы за 1 год 3 месяца. Спорный период, исчисленный в льготном порядке с применением коэффициента 1 год 3 месяца, составляет - 2 месяца.
При таком положении, доводы жалобы о правомерности отказа во включении спорных периодов в специальный стаж на льготных условиях, не находят своего подтверждения.
Далее. В периоды работы заведующей-фельдшером Мукачевского фельшерско-акушерского пункта Абдрахимова Г. Т. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 01 ноября 1996 года по
01 января 1997 года, с 27 октября 2010 года по 11 ноября 2010 года и с
09 декабря 2010 года по 22 декабря 2010 года.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а потому периоды повышения работником своей квалификации должны включаться в специальный стаж, поскольку за работником в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы. В период обучения на курсах повышения квалификации медицинские работники продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, то есть повышение квалификации - необходимость, без которой невозможна профессиональная деятельность.
При таком положении, доводы жалобы о правомерности отказа во включении спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в специальный стаж, в том числе на льготных условиях до 01 ноября 1999 года, нельзя признать обоснованными.
Включая период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 01 ноября 1996 года по 01 января 1997 года, суд обосновано указал на льготный порядок исчисления.
Таким образом, специальный стаж увеличится на 2 месяца 15 дней.
Что касается периодов нахождения на курсах повышения квалификации с
27 октября 2010 года по 11 ноября 2010 года и с 09 декабря 2010 года по
22 декабря 2010 года, то они подлежат включению в календарном порядке, что согласуется с мотивировочной частью судебного постановления, и составит
29 дней.
Принимая во внимание учтённый Пенсионным фондом специальный стаж 24 года 08 месяцев 12 дней + 3 месяца 14 дней (курсы 2 месяца 15 дней (льготный) + 29 дней (календарный)) + 2 месяца (льгота отпуска по беременности и родам), специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении пенсии - 30 сентября 2014 года составит 25 лет 1 месяц 16 дней.
Следовательно, у Абдрахимовой Г. Т. возникло право на назначение истребуемой ею пенсии на день обращения с заявлением о её назначении.
С выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на нормах пенсионного права.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кугарчинского районного суда Республики Башкортостан от
24 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе Республики Башкортостан Алимгуловой Р. З. - без удовлетворения.
Председательствующий СОГЛАСОВАНО О. В. Алексеенко
Судьи Ф. С. Гаиткулова
Л. Х. Пономарева
Справка: федеральный судья Ширшова Р. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.