Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичёвой Е.В., Белоногого А.В.
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 марта 2015 года апелляционную жалобу Д. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 года по делу N2-2358/14 по иску Д. к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя истицы - Д.Э.., представителя ответчика - администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - Ф.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным отказ администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в постановке ее на учет в нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что 03.09.2014 года администрацией района ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт проживания в Санкт-Петербурге в течение 10 лет. Заявитель считает данный отказ незаконным, так как фактически проживает в Санкт-Петербург с 2004 года, имеет в собственности долю в коммунальной квартире, постоянная регистрация оформлена после получения российского гражданства.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 года в удовлетворении требований Д. - отказано.
В апелляционной жалобе Д. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции истица Д.., представитель третьего лица - УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. Д. извещена 10.02.2015 лично по телефону, УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области извещено 12.02.2015 года посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Будучи гражданкой " ... ", Д. 15.04.2004 года въехала в Российскую Федерацию.
26.04.2004г. Д. была зарегистрирована ПВС Адмиралтейского РУВД по месту временного пребывания на территории РФ.
Решением УФМС России по Санкт-Петербургу и ЛО N ... от 10.11.2006 года ей было разрешено временное проживание на территории Российской Федерации.
Д. была принята в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании решения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 21.04.2008 года.
10.06.2004г. на основании договора купли-продажи Д. приобрела 25/133 долей в 7-микомнатной коммунальной квартире.
15.06.2004г. право собственности на указанное жилое помещение было зарегистрировано Управлением Росреестра по СПб за Д.
16.05.2008 года Д. зарегистрирована постоянно по адресу "адрес".
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.02.08 N 126-О-О, из статьи 40 Конституции Российской Федерации не вытекают гарантии бесплатного предоставления жилья иностранным гражданам. Разрешение данного вопроса относится к компетенции законодателя, который в части 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрел, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
Частью 3 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных правоотношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.09 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" перечень участников жилищных отношений определен частями 2 и 3 статьи 4 ЖК РФ. К ним относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юридические лица.
При этом судам следует иметь в виду, что частью 3 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
На основании п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом данных положений законодательства период фактического проживания истицы в Санкт-Петербурге до принятия в гражданство РФ (то есть до 21.04.2008 года) не может учитываться при решении вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как с 10.11.2006г. года истице, как иностранной гражданке было разрешено временное проживание на территории РФ.
После получения гражданства Российской Федерации истица была зарегистрирована постоянно по месту жительства только 16.05.2008 года.
Обязанность по постановке истицы и её ребенка на учет нуждающихся в жилом помещении может возникнуть при наличии предусмотренных законодательством оснований лишь по прошествии 10 лет с момента приобретения гражданства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.