Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М.Насретдиновой,
судей О.В. Вишневской и Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Л.Н. Псардия,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани на решение Советского районного суда г.Казани от 19 января 2015 года, которым постановлено:
иск Салаховой Л.Р. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани включить в стаж работы Салаховой Л.Р., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18 января 1993 года по 10 марта 1993 года, с 22 мая 2006 года по 21 июня 2006 года, с 13 января 2011 года по 12 февраля 2011 года с применением льготного порядка исчисления стажа - один год работы за один год и шесть месяцев, период работы с 01 января 2014 года по 16 апреля 2014 года в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации N 3 в ГАУЗ "Городская клиническая больница N" с применением льготного порядка исчисления стажа - один год работы за один год и шесть месяцев, периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 20 сентября 1996 года по 14 февраля 1997 года, с 14 мая 1998 года по 30 сентября 1998 года с применением льготного порядка исчисления стажа - один год работы за один год и шесть месяцев, период работы в должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ "Больница скорой медицинской помощи города ... " с 13.08.2001 года по 31.12.2005 года с применением льготного порядка исчисления стажа - один год работы за один год и шесть месяцев.
Признать за Салаховой Л.Р. право на досрочную трудовую пенсию по страсти с учетом специального стажа со дня обращения за назначением за указанной пенсией с "дата".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости Салаховой Л.Р. с "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Еникеевой Р.А., поддержавшей жалобу, объяснения представителя истицы Верхова О.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салахова Л.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истица указала, что "дата" ею в пенсионный орган было подано заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением ответчика в этом ей отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом истица не согласна, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтены периоды нахождения на курсах по повышению квалификации с 18 января 1993 года по 10 марта 1993 года, с 22 мая 2006 года по 21 июня 2006 года, с 13 января 2011 года по 12 февраля 2011 года, а также период работы с 1 января 2014 года по 16 апреля 2014 года в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации N 3 ГАУЗ "Городская клиническая больница N". Кроме этого, периоды ее работы в должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ "Больница скорой медицинской помощи г. ... " с 20 сентября 1996 года по 14 февраля 1997 года, с 14 мая 1998 года по 30 сентября 1998 года и с 13 августа 2001 года по 31 декабря 2005 года зачтены в специальный трудовой стаж в календарном исчислении, тогда как, по мнению истицы, к этому периоду должен быть применен льготный порядок - из расчета год работы за год и 6 месяцев трудового стажа. Поэтому она просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, возложив на ответчика обязанность по включению указанных периодов в ее специальный стаж, в том числе в льготном порядке, и назначению пенсии со дня возникновения соответствующего права - с "дата".
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с постановленным по делу решением в части возложения на пенсионный орган обязанности по применению льготного порядка исчисления к периоду работы истицы с 13 августа 2001 года по 31 декабря 2005 года, просит его в данной части отменить как незаконное и необоснованное. При этом в своей жалобе ответчик приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истицы в этой части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель истицы с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился, полагая, что они являются необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что "дата" Салахова Л.Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика N от "дата" в назначении пенсии истице отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. В бесспорном порядке в данный стаж зачтено 27 лет 1 месяц. При этом приведенные выше периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период работы с 1 января 2014 года по 16 апреля 2014 года в специальный стаж истицы включены не были, а оспариваемый в апелляционной жалобе ответчика период ее работы в должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ "Больница скорой медицинской помощи г. ... " учтен при подсчете стажа лечебной деятельности в календарном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы о применении к вышеприведенному периоду работы льготного порядка исчисления - из расчета год работы за год и 6 месяцев трудового стажа, суд пришел к обоснованному выводу о наличии для этого соответствующих правовых оснований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанным выводом суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену постановленного в данной части решения, исходя из следующего.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 вышеназванного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
Этим же постановлением утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее - Перечень). В пункте 2 данного Перечня поименованы медицинские сестры палатные, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
В силу разъяснений, данных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно записям в трудовой книжке истицы 3 апреля 1992 года она была переведена медицинской сестрой в палату интенсивной терапии кардиологического отделения ... больницы скорой медицинской помощи, 1 января 2002 года на основании штатного расписания считается работающей в должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения, а 12 марта 2008 года переведена в отделение реанимации и интенсивной терапии на должность медицинской сестры палатной того же лечебного учреждения. Указанное лечебное учреждение на основании распоряжения КУКИ Администрации г. ... от 3 марта 2003 года N переименовано в МУЗ "Больница скорой медицинской помощи" г. ... , которое впоследствии неоднократно реорганизовывалось и в настоящее время на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2012 года N реорганизовано путем присоединения к ГАУЗ "Городская клиническая больница N" г. ...
Как следует из справки работодателя N от 9 сентября 2014 года, Салахова Л.Р., работая в должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии в период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года, а также все предшествующие и последующие годы исполняла одни и те же функциональные обязанности и регламент работы.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание тождественность функциональных обязанностей истицы в должности медицинской сестры палаты реанимации и интенсивной терапии и медицинской сестры палатной в вышеуказанном лечебном учреждении, суд пришел к правильному выводу о применении к спорному периоду работы истицы с 13 августа 2001 года по 31 декабря 2005 года льготного порядка исчисления - из расчета год за год и 6 месяцев трудового стажа. Более того, периоды работы Салаховой Л.Р. в той же должности с 1 января 2006 года по 11 марта 2008 года включены пенсионным органом в ее специальный стаж с применением данной льготы в бесспорном порядке, что отражено в вышеупомянутом решении.
С учетом льготного исчисления спорного периода работы, а также учитывая иные включенные судом периоды, специальный стаж истицы на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда составлял более 30 лет, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
В целом изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истицы оспариваемого периода работы в льготном исчислении, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
В остальной части принятое судом решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Казани от 19 января 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.