Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ибатуллиной А.А. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ибатуллиной А.А. к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в г. Чистополе или в другом городе Республики Татарстан с включением в реестр на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, в 2015 году, отказать.
В удовлетворении требований Ибатуллиной А.А. о признании незаконным бездействия должностных лиц исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан по контролю за своевременным учетом и направлением в уполномоченные органы сведений и документов на детей, оставшихся без попечения родителей, и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Ибатуллиной А.А., поддержавшей жалобу, возражения представителя Министерства земельных и имущественных отношений РТ - Епишиной О.В., представителя Министерства образования РТ - Абдуллина Д.Д., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибатуллина А.А. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Чистопольского муниципального района РТ, Министерству образования и науки РТ, Министерству земельных и имущественных отношений РТ о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (или по договору социального найма) во внеочередном порядке в г. Чистополе или в г. Казани РТ с включением в реестр на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей в 2014-2015 годах.
В обоснование требований указано, что в 2009 году истец (ранее фамилия - Сунгатуллина) как сирота была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в последующем за ней закреплено право на внеочередное получение жилья с 20 октября 2001 года. Она имела право на получение сертификата для приобретения жилья, а с 2013 года имела право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Однако исполнительный комитет Чистопольского муниципального района РТ направил ее личное дело в Министерство образования и науки РТ лишь 20 мая 2014 года - уже после составления списков на получение жилья в 2014 году, что нарушило право истца на своевременное обеспечение жильем. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Уточнив требования, Ибатуллина А.А. просила обязать Министерство образования и науки РТ, Министерство земельных и имущественных отношений РТ предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в г. Чистополе или в другом городе Республики Татарстан с включением в реестр на получение жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, в 2015 году, признать незаконным бездействие должностных лиц исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ по контролю за своевременным учетом и направлением в уполномоченные органы сведений и документов на детей, оставшихся без попечения родителей, и взыскать с данного ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. в связи с нарушением ее жилищных прав, указав, что вела переписку с ответчиком по данному вопросу с 2009 года.
Ответчики иск не признали.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе Ибатуллина А.А. просит отменить решение, ссылаясь на то, что она своевременно обратилась в органы местного самоуправления по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в жилье как ребенка-сироты, не имеющий жилья, за ней закреплено право на внеочередное получение жилья с 20 октября 2001 года, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена. Кроме того, отмечается, что факт бездействия должностных лиц исполкома был бесспорно установлен, подтвержден материалами прокурорской проверки, работники привлечены к дисциплинарной ответственности, в связи с чем имелись основания для признания бездействия незаконным. При этом о нарушении своего права в результате бездействия работников исполкома истцу стало известно в конце сентября 2014 года, в связи с чем в ноябре 2014 года иск был ею дополнен соответствующим требованием, то есть она обратилась в установленные законом сроки.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции, действующей с 01.01.2013), Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Ранее указанной статьей Федерального закона в редакции, действующей до 01 января 2013 года, было предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления субсидии для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверялось сертификатом.
Статьей 2 Закона РТ от 12.01.2013 N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" установлен порядок формирования списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 04.05.2013 N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан признано уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьями 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что постановлением Чистопольского городского исполнительного комитета РТ N 31 от 8 апреля 2009 года Ибатуллина А.А. (ранее фамилия - Сунгатуллина) как сирота поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Чистопольского городского исполнительного комитета РТ N 5 от 1 февраля 2011 года за ней закреплено право на внеочередное получение жилья с 20 октября 2001 года.
На основании списка, представленного исполнительным комитетом Чистопольского муниципального района РТ в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, истец включена в сводный список получателей жилищных сертификатов с 2010 года.
В связи с изменением порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнительный комитет Чистопольского муниципального района РТ 20 мая 2014 года направил личное дело истца в Министерство образования и науки РТ.
Решением Министерства образования и науки РТ от 7 августа 2014 года истец включена в реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в 2015 году в рамках государственной программы, действующей с 2014 по 2020 годы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Министерством образования и науки РТ, Министерством земельных и имущественных отношений РТ права истца на обеспечение жилым помещением не нарушены, она включена в список нуждающихся в обеспечении жильем на очередной год, должна быть обеспечена жильем в порядке имеющейся очередности, спор о праве, таким образом, в настоящее время отсутствует, в связи с чем суд обосновано отказал в удовлетворении иска в этой части.
Разрешая требование Ибатуллиной А.А. об оспаривании бездействия должностных лиц исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ, суд первой инстанции, установив, что обращение в суд имело место с нарушением предусмотренного законом трехмесячного срока, установленного для оспаривания действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, доказательства уважительности причин пропуска не представлены, обоснованно отказал в удовлетворении требования.
Поскольку требование о компенсации морального вреда производно от вышеуказанных требований, в удовлетворении которых судом отказано, суд правильно отказал в компенсации морального вреда.
Принятое по делу судебное решение соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом надлежащим образом исследованы и оценены.
Доводы апелляционной жалобы Тазетдиновой Р.Х. являлись предметом судебного рассмотрения, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается Судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Вывод суда о том, что обращение в суд требованием об оспаривании действий (бездействия) должностного лица органа местного самоуправления имело место с нарушением предусмотренных законом сроков, является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы сроков обращения в суд за защитой нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ибатуллиной А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.