Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 25 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Тесленко А.С., Голубевой Н.Н., Михалева Р.Р., Кирьянова В.В., Михалевой О.Н., Гобец Ю.А., Гобец А.Ю., Гобец Н.В., Козлова А.А., Козловой Н.В., Щигилёва В.Е., Щигилевой Л.И., Щигилевой Т.В., Заниловой В.В., Безгиной Г.П., Радина С.А., Радиной З.И., Елисовой М.Б., Игнатенко Д.Н., Уфимцевой С.Л., Ряполовой Е.Ю., Хачатряна О.Г., Воробьева А.Г., Кирьяновой А.А. - Трушаковой Е.А. на решение Центрального районного суда г.Омска от 03 декабря 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Зиновьева В. А., Зиновьевой О. В., Зиновьевой А. П., Тесленко А. С., Тесленко М. В., Голубевой Н. Н., Пузанова А. Е., Пузанова Е. А., Пузановой Г. М., Пузановой Ю. Е., Ильясовой Т. В., Ильясова Б. А., Михалевой Р. Р.ы, Михалевой О. Н., Гобец Ю. А., Гобец А. Ю., Гобец Н. В., Дрогунова И. П., Дрогуновой Е. В., Дрогуновой Ю. И., Козлова А. А., Козловой Н. В., Гилева А. В., Гилевой В. Н., Ессе К. С., Алиевой Т. А., Мановской Е. В., Мановской А. О., Дмитриева Г. В., Кубатовой С. В., Легких А. П., Щигилева В. Е., Щигилевой Л. И., Мельникова И. А., Щигалевой Т. В., Заниловой В. В., Толстиковой С. И., Цупикова Д. В., Цупикова В. А., Цупиковой В. В., Серебрякова Н. А., Актаевой Н. Н., Актаева С. Б., Безгиной Г. П., Радина С. А., Мининой С. В., Минина И. П., Кожкеновой А. Д., Кожкенова К. Н., Воробьева А. Г., Воробьевой Б. Д., Елисовой М. Б., Игнатченко Д. Н., Тайбасарова Ж. Б., Тайбасаровой А. М., Тайбасаровой М. Ж., Уфимцева В. М., Уфимцевой С. Л., Уфимцева Д. В., Кирьяновой А. АлексА.ны, Кирьянова В. В. к Администрации города Омска, департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Управлению Роспоребнадзора по Омской области, Обществу с ограниченной ответственностью " " ... "", о признании незаконными постановления Администрации города Омска, разрешения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, заключения Управления Роспоребнадзора по Омской области, сносе газовой котельной отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Радина С.А., пояснения представителей Администрации г.Омска Руденко Н.П., Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Соколовой Н.М., Главного Управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Щербаковой А.В., Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дубова В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиновьев В.А., Зиновьева О.В., Зиновьева А.П., Тесленко А.С., Тесленко М.В., Голубева Н.Н. и другие обратились в суд с иском о признании незаконными постановления Администрации г.Омска, разрешения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска, заключения Управления Роспоребнадзора по Омской области, сносе газовой котельной, ссылаясь на то, что в конце января - начале февраля 2014 года в " ... " в г.Омске на земельном участке с кадастровым номером N " ... " началось строительство газовой котельной вблизи жилых домов и СНТ " " ... "". По результатам проверки, проведенной прокуратурой Центрального АО г.Омска было установлено, что строительство газовой котельной ведется с нарушением требований, установленных земельным и градостроительным законодательством.
24.04.2014 Администрацией г.Омска вынесено постановление N N " ... ", согласно которому ООО " " ... "" предоставлен в аренду земельный участок для строительства здания котельной по " ... " в г.Омске, а также выдано разрешение на строительство объекта.
Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от 30.04.2014 ООО " " ... "" предоставило полный пакет документов, предусмотренный ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе положительное заключение негосударственной экспертизы документации на строительство объекта.
Согласно п.1.8 заключения экспертизы от 24.04.2014, выполненной ООО " " ... "", кадастровый номер земельного участка на котором должно вестись строительство объекта указан как N " ... " в то время как строительство ведется на земельном участке с кадастровым номером N " ... ".
07.02.2014 Управлением Роспотребнадзора по Омской области подготовлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны газовой котельной государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
10.02.2014 ООО " " ... "" подготовило заключение о соответствии земельного участка под строительство газовой котельной по " ... " санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, при этом в заключении указано, что рассматриваемая территория граничит с СНТ " " ... "". Расстояние до ближайшего садового участка составляет 22 метра. Также граничит с жилой одноэтажной застройкой на расстоянии 130 метров от границы участка и с жилой одноэтажной застройкой на расстоянии 100 метров. Земельный участок с кадастровым номером N " ... " находится в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов I-II классов опасности для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий I-II классов опасности, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов, но санитарно-защитная зона для таких объектов должна быть не менее 500 метров, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно публичной кадастровой карте для размещения газовой котельной предназначен земельный участок с кадастровым номером N " ... ".
С учетом уточнения заявленных требований просили признать незаконными постановление Администрации г.Омска N N " ... " от 24.04.2014, разрешение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска на строительство объекта N N " ... " от 29.04.2014, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Омской области от 07.02.2014; обязать ООО " " ... "" произвести снос газовой котельной, строящейся на земельном участке с кадастровым номером N " ... "; взыскать с Администрации г.Омска, Управления Роспотребнадзора по Омской области расходы на оказание юридических услуг в сумме " ... " рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме " ... " рублей (по " ... " рублей в пользу Воробьева А.Г., Елисовой М.Б., Кирьяновой А.А., Гобец Н.В.).
В судебном заседании Кожкенов К.Н., Воробьев А.Г., Воробьева Б.Д., Щигилева Л.И., Серебряков Н.А., представитель Голубевой Н.Н., Тесленко А.С., Михалевой Р.Р., Михалевой О.Н., Радина С.А., Гобец Ю.А., Гобец Н.В., Гобец А.Ю. Уфимцевой С.Л., Игнатенко Д.Н., Безгиной Г.П., Щигилёва В.Е., Щигилевой Л.И., Щигилевой Т.В., Заниловой В.В., Козлова А.А., Козловой Н.В., Кирьянова В.В., Кирьяновой А.А., Воробьева А.Г., Елисовой М.Б. - Трушакова Е.А. заявленные требования поддержали.
Другие истцы, представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска, представитель департамента строительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явились.
Представители Администрации г.Омска - Кнышева О.Н., Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Соколова Н.М., ООО " " ... "" - Савицкий Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признали.
В судебном заседании представитель Главного Управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Щербакова А.В. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что нарушений градостроительного законодательства при строительстве газовой котельной, о сносе которой настаивают истцы, к настоящему времени не выявлено, имеющиеся нарушения застройщиком ООО " " ... "" были устранены.
Представитель Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дубов В.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Тесленко А.С., Голубевой Н.Н., Михалева Р.Р., Кирьянова В.В., Михалевой О.Н., Гобец Ю.А., Гобец А.Ю., Гобец Н.В., Козлова А.А., Козловой Н.В., Щигилёва В.Е., Щигилевой Л.И., Щигилевой Т.В., Заниловой В.В., Безгиной Г.П., Радина С.А., Радиной З.И., Елисовой М.Б., Игнатенко Д.Н., Уфимцевой С.Л., Ряполовой Е.Ю., Хачатряна О.Г., Воробьева А.Г., Кирьяновой А.А. - Трушакова Е.А. просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на то, что заключение Управлением Роспоребнадзора по Омской области выдано на земельный участок с кадастровым номером N " ... ", а документы, разрешающие проведение строительства, выданы на земельный участок с кадастровым номером N " ... ". Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства заявителей о проведении экспертизы для установления нарушений норм и правил, а также класса опасности газовой котельной, чем были нарушены их права, поскольку установить класс опасности производственного объекта без проведения соответствующей экспертизы не возможно.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО " ... "" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу департамент строительства администрации г.Омска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
По смыслу ст. 255 ГПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками земельных участков и благоустроенных газифицированных индивидуальных жилых домов по " ... " в микрорайоне " ... " в районе расположения " ... " и земельных участков СНТ " " ... "" (т. " ... "). Поставщик услуг газоснабжения - ЗАО " " ... "".
Микрорайон " ... " также застраивается многоквартирными жилыми домами, застройщиком которых является ООО " " ... "", осуществляющее свою деятельность на основании муниципальных контрактов и разрешений на строительство, выданных департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска (т. " ... ").
Также в данном микрорайоне планируется строительство дошкольного учреждения на 310 мест.
Теплоснабжение указанных объектов (и жилых домов и дошкольного учреждения) предусмотрено строящейся газовой котельной.
В настоящее время часть жилых домов в новом жилом районе " " ... "", а также газовая котельная " ... " введены в эксплуатацию (т. " ... ").
17.09.2014 Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области выдано ООО " " ... "" заключение N " ... " о соответствии объекта капитального строительства - газовая котельная " ... " требованиям технических регламентов и проектной документации (т. " ... ").
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст.30 ЗК РФ.
В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно ч.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется с соблюдением следующих процедур:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст.31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в органы исполнительной власти или местного самоуправления. Частью 2 данной статьи определено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч.5 ст.31 ЗК РФ).
Из смысла приведенных правовых норм вытекает, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места осуществляется органами местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. При рассмотрении заявления органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются проекты границ земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п.8 ст.31 ЗК РФ).
В силу п.2 ст.32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п.8 ст.1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства относится деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч.1).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.3).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (ч.4).
В силу ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам (ч.1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (ч.2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель - земли населённых пунктов - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, местоположение которого установлено в " ... " м " ... " относительно -этажное административное здание, имеющее почтовый адрес: " ... ", находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области (т. " ... ").
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области от 07.11.2012 N " ... " произведен учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади земельного участка, составляющей фактически " ... " кв.м (т. " ... ").
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г.Омска N N " ... " от " ... " из земельного участка с кадастровым номером N " ... " площадью " ... " кв.м, предназначенного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир " ... "-этажное административное здание, участок находится примерно в " ... " м от ориентира по направлению на " ... ", почтовый адрес ориентира: " ... ", находящегося в собственности муниципального образования " ... ", образованы следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м, предназначенный для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м, предназначенный для строительства газовой котельной, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в " ... " кв.м от ориентира по направлению на " ... ", почтовый адрес ориентира: г " ... " (т. " ... ").
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области от 05.05.2014 N " ... " осуществлен кадастровый учет изменений сведений о площади земельного участка с кадастровым номером N " ... " путем исключения из него площади земельного участка с кадастровым номером N " ... ". В результате измененная площадь земельного участка с кадастровым номером N " ... " составила " ... " кв.м (т. " ... ").
14.03.2014 решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Омской области земельный участок с кадастровым номером N " ... " поставлен на кадастровый учет (т. " ... ").
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером N " ... " в установленном законом порядке зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области (т. " ... ").
19.11.2013 распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска N N " ... " утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью " ... " кв.м, из земель собственности муниципального образования город Омск для строительства газовой котельной в районе улиц " ... " (т. " ... ").
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска N N " ... " от 05.03.2014 утверждён акт о выборе земельного участка для строительства газовой котельной в районе " ... ", предварительно согласовано место размещения газовой котельной в районе " ... " согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска N N " ... " от 19.11.2013 (т. " ... ").
11.04.2014 Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска N N " ... " утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N " ... ". Из содержания данного градостроительного плана следует, что согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, земельный участок расположен в зоне естественного ландшафта (Л) (т. " ... ").
В соответствии с п.8 таблицы N 1 (ст.42) Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области одним из видов разрешенного использования зоны естественного ландшафта (Л) являются объекты и сооружения, необходимые для инженерного обеспечения объектов капитального строительства, в том числе распределительные пункты и подстанции, трансформаторные подстанции, котельные тепловой мощностью до 30 Гкал/час, насосные станции перекачки, центральные и индивидуальные тепловые пункты, повысительные водопроводные насосные станции, водонапорные башни, водомерные узлы, водозаборные скважины, регулирующие резервуары, канализационные насосные станции, газораспределительные пункты, резервуарные установки сжиженного газа.
Постановлением Администрации г.Омска от 24.04.2014 N N " ... " ООО " " ... "" в аренду сроком на одиннадцать месяцев предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м., для строительства газовой котельной, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в " ... " кв.м от ориентира по направлению на " ... ", почтовый адрес ориентира: " ... " (т. " ... ").
На основании указанного постановления 25.04.2014 между департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска (арендодатель) и ООО " " ... "" (арендатор) заключен договор аренды N N " ... " земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в городе Омске для строительства (т. " ... ").
Таким образом, предусмотренный земельным законодательством порядок предоставления земельного участка в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещении объекта в данном случае был соблюден.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы истцов относительного того, что фактически строительство газовой котельной ведется на земельном участке с кадастровым номером N " ... " как противоречащие материалам дела.
Согласно ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (п.4 ст.51 ГрК РФ).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. К указанному заявлению прилагается ряд документов (правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектная документация и т.д.), в том числе положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст.49 ГрК РФ) (ч.7 ст.51 ГрК РФ).
В соответствии с п.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство в том числе проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, разрешение на строительство является законно выданным при условии представления заявителем и осуществлении уполномоченным органом проверки наличия документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Согласно п.15 ст.18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, в сфере архитектуры и градостроительства департамент выдает разрешение на строительство объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
24.04.2014 ООО " " ... "" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: "" " ... "". К указанному заявлению были приложены необходимые документы, предусмотренные ст.51 ГрК РФ, в числе которых положительное заключение экспертизы, градостроительный план земельного участка (т. " ... ").
29.04.2014 департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска, Администрацией г.Омска выдано ООО " " ... "" разрешение на строительство N N " ... " объекта - котельной " ... "). Срок действия разрешения до 29.12.2014 (т. " ... ").
На основании изложенного, учитывая, что ООО " " ... "" в уполномоченный орган были представлены, в соответствии с ч.7 ст.51 ГрК РФ документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, оснований для отказа в выдаче обжалуемого разрешения на строительство у департамента, не имелось, порядок выдачи разрешения на строительство департаментом архитектуры и градостроительства соблюден, разрешение на строительство выдано должностным лицом уполномоченного органа в пределах его компетенции, суд правомерно отказал и в удовлетворении требования о признании незаконным разрешения на строительство N N " ... ".
В соответствии с п.3 ст.123 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 700 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, согласно п.1 которого территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п.2 ст.42 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьями 18, 20, 26 - 28 и 40 настоящего Федерального закона
В соответствии с п.3. ст.20 указанного Федерального закона нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Пунктом 3 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ в числе полномочий главных государственных санитарных врачей и их заместителей предусмотрено полномочие давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из толкования вышеизложенных норм права следует, что основанием для выдачи санитарно-эпидемиологических заключений является экспертиза представленных результатов проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
Для оформления указанного земельного участка получены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, проведено информирование населения через газету " " ... "", а также получены заключение экспертизы о соответствии земельного участка под строительство газовой котельной санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от 10.02.2014 N N " ... ", положительное санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ориентировочного размера санитарно-защитной зоны по объекту " " ... "" от 07.02.2014 Управления Роспотребнадзора по Омской области.
В 2013 году ООО НПФ " " ... "" разработан Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны по объекту "Новый " ... "", согласно которому по отношению к окружающей территории и имеющимся строениям рассматриваемый земельный участок граничит с " ... " сторон - с СНТ " " ... "", расстояние от границы участка до ближайшего участка составляет 22 м; с " ... " - со свободными участками, на расстоянии 370 м расположена территория " ... "; с " ... " сторон - со свободным участком и автодорогой по " ... " и далее жилая одноэтажная застройка расположенная на расстоянии 130 м от границы участка; с " ... " стороны - со свободным участком и автодорогой по " ... " и далее жилая одноэтажная застройка расположенная на расстоянии 100 м от границы участка. Выбросы загрязняющих веществ от рассматриваемых источников не создают в атмосфере района размещения концентраций выше предельно-допустимых значений по всем веществам. На границе жилой застройки и жилых домов концентрации не превышают 1 ПДК. Превышения уровня звукового давления на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны нет. По результатам проведенных расчетов предложено установить границу санитарно-защитной зоны в следующих границах: размер СЗЗ от границы участка по размеру санитарного разрыва по химическому воздействию со всех сторон 0 м; размер СЗЗ от границы участка по размеру санитарного разрыва по шумовому воздействию со всех сторон 0 м; комплексный размер ориентировочной СЗЗ от границы участка со всех сторон 0 м. Проектом также предусмотрены мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных веществ и физического воздействия (т. " ... ").
Из протокола N " ... " радиационного обследования от 09.01.2014, выполненного ООО " " ... "", следует, что мощность эффективной дозы гамма-излучения, измеренная на участке составляет " ... " мкЗв/ч, что соответствует гигиеническому нормативу установленному требованиями СП 2.6.1.2612-10 "Основные саниатрные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010" и СП 2.6.1.1292-2003 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения" (т. " ... ").
Согласно экспертным заключениям ООО " " ... "" N " ... " от 05.02.2014 и N " ... " от 10.02.2014 проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны по объекту " " ... "" соответствует требованиям п.3.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; земельный участок под строительство газовой котельной соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", СП 2.6.1.1292-2003 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения", СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (т. " ... ").
07.02.2014 Управлением Роспотребнадзора по Омской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N N " ... ", подписанное главным государственным санитарным врачом, о соответствии проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны по объекту "Новый " ... " требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы", СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы" (т. " ... ").
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое санитарно-эпидемиологическое заключение принято уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы истцов.
24.04.2014 ООО " " ... "", аккредитованным в установленном законом порядке на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выдано положительное заключение негосударственной экспертизы N N " ... ", согласно которому проектная документация по объекту " " ... "" соответствует требованиям технических регламентов, заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий (т. " ... ").
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Основной довод апелляционной жалобы сводится к необоснованному отказу судом в удовлетворении ходатайства истцов о проведении экспертизы для установления класса опасности газовой котельной, поскольку установить класс опасности производственного объекта без проведения соответствующей экспертизы невозможно, однако данные доводы не могут быть приняты во внимание.
19.08.2014 судом по ходатайству истцов была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, на разрешение которой были поставлены следующие вопросы: установить, ведутся ли ООО " " ... "" строительные работы газовой котельной в районе СНТ " " ... "" на " ... " в г.Омске в соответствии с проектом строительства, межевым планом предоставленного под строительство газовой котельной земельного участка и выданным разрешением на строительство; определить расстояние от объекта строительства (газовой котельной) до ближайших расположенных в районе строительства жилых домов, в т.ч. по " ... "; ближайших садовых земельных участков СНТ " " ... ""; здания " ... "; земельного участка и здания по адресу: " ... " иных ближайших объектов капитального строительства (в пределах 500 метров вокруг) (т. " ... ").
Для проведения экспертизы ООО " " ... "" в материалы дела были представлены архитектурное решение из проекта строительства газовой котельной, межевое дело земельного участка, на котором ведется строительство газовой котельной.
Расходы по производству экспертизы судом были возложены на ООО " " ... "".
Впоследствии ООО " " ... "" отказалось от оплаты экспертизы (так как стоимость экспертизы превысило вдвое предполагаемый её размер), в связи с чем экспертным учреждением ООО " " ... "" материалы дела были возвращены без исполнения экспертизы (т. " ... ").
В судебном заседании 13.11.2014 от проведения экспертизы по вопросам, поставленным судом в определении от 19.08.2014, истцы отказались, ходатайствовали о проведении экспертизы для установления класса опасности газовой котельной и установления нарушений СНИП, СанПиН и других требований обязательного характера, допущенных при строительстве газовой котельной (т. " ... ").
Руководствуясь ст.79 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для назначения экспертизы по определению класса опасности газовой котельной, поскольку специальных познаний в данном случае не требуется.
Так, по информации Сибирского управления Ростехнадзора от 27.10.2014, а также из пояснений специалиста Сибирского управления Ростехнадзора " ... ", данных им в судебном заседании в районном суде от 29.10.2014, следует, что для определения класса опасности газовой котельной не требуется специальных познаний в области науки и техники, поскольку классы опасности определяются на основании положений ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В соответствии с п.5 Приложения N 2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для газовой котельной после завершения всех этапов строительства будет установлен третий класс опасности (опасный производственный объект средней опасности).
В соответствии с пунктом 5 Приложением 2 к ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; 2) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 введены в действие в новой редакции санитарно-эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно пункту 1 примечания к пункту 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.
Указанная выше котельная - 213 Мвт, что составляет 183,2 Гкал. (т. " ... ").
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тесленко А.С., Голубевой Н.Н., Михалева Р.Р., Кирьянова В.В., Михалевой О.Н., Гобец Ю.А., Гобец А.Ю., Гобец Н.В., Козлова А.А., Козловой Н.В., Щигилёва В.Е., Щигилевой Л.И., Щигилевой Т.В., Заниловой В.В., Безгиной Г.П., Радина С.А., Радиной З.И., Елисовой М.Б., Игнатенко Д.Н., Уфимцевой С.Л., Ряполовой Е.Ю., Хачатряна О.Г., Воробьева А.Г., Кирьяновой А.А. - Трушаковой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.