Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе председательствующего Шукеновой М.А.,
судей Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ
рассмотрела в судебном заседании 01 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица администрации Нижнеомского муниципального района Омской области - ФИО2 на решение Нижнеомского районного суда Омский области 27 января 2015 года, которым постановлено:
"Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Нижнеомского муниципального района Омской области N " ... " от 7 ноября 2014 года в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N " ... " в с. Нижняя Омка Омской области.
Обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N " ... " в с. Нижняя Омка Омской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного в с. Нижняя Омка Омской области. В октябре 2014 года в целях строительства жилого дома на данном земельном участке обратился в администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Письмом заместителя главы Нижнеомского муниципального района Омской области N " ... " от 07.11.2014 в выдаче разрешения на строительство было отказано со ссылкой на Правила землепользования и застройки на территории Нижнеомского сельского поселения, поскольку акт выбора земельного участка под строительство не прошел согласование со всеми сетевыми службами и организациями. Полагая отказ необоснованным и противоречащим действующему законодательству, просил признать его незаконным, возложить на администрацию района обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем заявителю земельном участке
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, пояснив, что земельный участок находится в зоне застройки индивидуальных жилых домов, его расположение и площадь позволяют построить дом без нарушения градостроительных норм и правил.
Представитель администрации Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО2 заявленные требования не признала, пояснив, что в выдаче разрешения отказано в связи с непредставлением технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимых для составления градостроительного плана земельного участка. Кроме того, строительство жилого дома на участке, принадлежащем ФИО1, создаст препятствия в рациональном использовании смежных участков, приведет к повреждению дренажной системы, не позволит осуществить строительство второй очереди дренажной системы, запланированной в непосредственной близости от участка заявителя.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации района ФИО2 просит постановленное решение отменить, ссылаясь на несоответствие поданного заявление о выдаче разрешения на строительства требованиям градостроительного законодательства, поскольку к нему не был приложен градостроительный план земельного участка, а представленная схема планировочной организации земельного участка не позволяла установить общую площадь объекта капитального строительства, высоту жилого дома, строительный объем, в том числе подземной части, а также месторасположение объекта строительства на земельном участке. Кроме того с 01.01.2015 признаны утратившими силу Правила землепользования и застройки Нижнеомского сельского поселения, при отсутствии которых администрация района не имеет права выдавать разрешения на строительство. Полагают, что заявитель имеет возможность повторно обратиться в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 153-155), в судебное заседание не явился заявитель ФИО1, о причинах неявки в суд не сообщил, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителей администрации Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО3 и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с положениями ст.ст. 245, 246, 247, 249, 254, 255 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям об оспаривании решений органов местного самоуправления.
Гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По делам данной категории обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Разрешая заявленные требования в части признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия у администрации Нижнеомского муниципального района Омской области права на выдачу либо отказ в выдаче разрешений на строительство, а также отсутствие доказательств законности оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения.
Порядок выдачи разрешения на строительство регулируется положениями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 04.10.2014, действовавшей на момент обращения за разрешением) выдача разрешений на строительство относилась к вопросам местного значения сельского поселения.
Соглашением между администрацией Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области и администрацией Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденным решением Совета Нижнеомского муниципального района Омской области N 63 от 09.09.2011, полномочия по выдаче разрешений на строительство были переданы в ведение муниципального района.
В силу п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Пунктом 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (пункт 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
На основании п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; и выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу положений п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно п. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 863 кв.м. с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: Омская область, с. Нижняя Омка, относящийся к категории земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N " ... " от 10.10.2014.
21.10.2014 ФИО1 обратился в администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
Письмом администрации Нижнеомского муниципального района Омской области от 07.11.2014 в предоставлении градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N " ... ", расположенном по адресу: " ... ", отказано, поскольку акт выбора земельного участка под строительство индивидуального жилого дома не был согласован со всеми сетевыми службами и организациями.
Вместе с тем в соответствии с положениями ст. 31 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, акт выбора земельного участка для строительства выдается органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими полномочиями по предоставлению земельных участков, по заявлениям гражданам, заинтересованным в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства.
Установленный ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ перечень документов является исчерпывающим и не предусматривает обязанность застройщика представить акт выбора земельного участка либо технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Учитывая, что ФИО1 является собственником земельного участка, оснований для возложения на него непредусмотренной законом обязанности по предоставлению акта выбора земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, согласованного со всеми сетевыми службами и организациями, не может быть признано законным.
Кроме того в письме администрации Нижнеомского муниципального района указано на наличие грубых нарушений статей 19, 24 главы 3 Правил землепользования и застройки на территории Нижнеомского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, утв. решением Совета Нижнеомского сельского поселения N " ... " от 28.12.2009.
Статья 19 названного нормативного акта регулирует вопросы планировочной организации территории сельского поселения, содержит понятия элементов планировочного зонирования, правила формирования границ территориальных образований, а ст. 24 посвящена порядку разработки и утверждения проектов межевания территорий.
Какие именно положения указанных статей нарушены ФИО1 и почему эти нарушения повлекли отказ в выдаче разрешения на строительство в письме не разъяснено.
Приведенные в ходе судебного заседания дополнительные доводы о том, что строительство жилого дома на участке, принадлежащем ФИО1, создаст препятствия в рациональном использовании смежных участков, приведет к повреждению дренажной системы, обеспечивающей водопонижение паводковых и грунтовых вод на " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", " ... ", Гагарина " ... ", не позволит осуществить строительство второй очереди дренажной системы, запланированной в непосредственной близости от участка заявителя, надлежащими доказательства не подтверждены.
Более того данные обстоятельства основанием отказа в выдаче разрешения на строительства не являлись, письмо администрации Нижнеомского муниципального района Омской области от 07.11.2014 ссылок на них не содержит.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным отказа администрации Нижнеомского муниципального района Омской области N " ... " от 07.11.2014 в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N " ... " в с. Нижняя Омка Омской области.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие решение суда в данной части, аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, сводятся к субъективному толкованию и применению норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10 февраля 2009 года, при удовлетворении заявления об оспаривании решения административного органа суд указывает на признание его незаконным, и в необходимых случаях - на принятие мер для восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.
В то же время материалы дела не содержат документов, предусмотренных частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также данных подтверждающих, что представленные органу местного самоуправления при подаче заявления документы в полном объеме соответствовали требованиям градостроительного законодательства (схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.)
Разрешение вопроса о возможности застройки принадлежащего ответчику земельного участка, о соответствии приложенных документов градостроительному плану земельного участка, изначально относится к компетенции органа местного самоуправления, соответственно, в отсутствие в материалах дела названных документов суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявлений ФИО1
Между с тем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителей о возложении на заинтересованное лицо обязанности по выдаче разрешений на строительство, что нельзя признать законным, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ устранение в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод при оспаривании бездействия в данном случае может заключаться лишь в возложении обязанности на заинтересованное лицо рассмотреть заявления о выдаче разрешений на строительство.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное решение подлежит изменению в части возложения на администрацию муниципального района обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство, с указанием на возложение на администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области обязанности рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N " ... " в с. Нижняя Омка Омской области в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ с устранением выявленных судом нарушений.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу положений ч. 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, если застройщик самостоятельно не представил документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, указанные документы запрашиваются органами, уполномоченными выдать разрешение на строительство, в органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (пункт 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеомского районного суда Омской области от 27 января 2015 года изменить, изложив третий абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N " ... " в с. Нижняя Омка Омской области в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица администрации Нижнеомского муниципального района Омской области - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.