Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе председательствующего Шукеновой М.А.,
судей Ершовой Л.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ
с участием прокурора Песковой В.Г.
рассмотрела в судебном заседании 01 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе заявителей ФИО1, ФИО2 на решение Куйбышевского районного суда г. Омска 19 января 2015 года, которым постановлено:
"Заявление ФИО1, ФИО2 об оспаривании Приложения (Карта градостроительного зонирования территорий г.Омска) к Решению Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", об установлении на земельных участках территориальной зоны ОД1-1629 оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением об оспаривании Приложения к решению Омского городского Совета, указав, что 30.09.2013 они подписали межевой план об образовании двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N " ... ":3348 и N " ... ":1783, подготовленный кадастровым инженером ФИО3
31.12.2013 филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Омской области вынес решение N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с отсутствием сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входят формируемые земельные участки, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для получения недостающих сведений ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Омской области в порядке межведомственного взаимодействия обратился к департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее - департамент) с запросом сведений о границах территориальных зон.
Согласно письму департамента от 28.01.2014 N 06/805 образуемый земельный участок, расположенный по адресу: " ... " в двух территориальных зонах: в территориальной зоне ОД1-1629, предназначенной для размещения административно-деловых, общественно-культурных и иных объектов федерального, регионального и общественного значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан и территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2. Формирование земельного участка в границах нескольких территориальных зон не допускается.
03.02.2014 филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Омской области вынес решение N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета сроком не более чем на три месяца. По истечении срока приостановления и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в учете земельного участка будет отказано.
19.02.2014 ФИО1 обратилась в департамент с заявлением, в котором просила внести изменения в правила землепользования и застройки " ... " по принадлежащему ей земельному участку с кадастровым номером N " ... ":3348 и закрепить данный земельный участок в территориальной зоне ОД1-1629.
Из ответа департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 21.03.2014 N N " ... " следует, что 20.03.2014 на заседании комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска комиссия рекомендовала отклонить предложенное изменение, поскольку оно не соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N N " ... ", проекту планировки территории, расположенной в границах: " ... ", утвержденному постановлением администрации г.Омска от 12.08.2011 N 896-п.
18.04.2014 было принято Постановление администрации города Омска N 532-п об отклонении предложения о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Просили признать недействительным Приложение (Карта градостроительного зонирования территорий г. Омска - фрагмент) к Решению городского Совета от 10.12.2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области" в части установления на земельных участках с кадастровыми номерами N " ... ":3348 и N " ... ":1783 территориальной зоны ИТ-2 с момента вступления решения в законную силу; установить на земельных участках с кадастровыми номерами N " ... ":3348 и N " ... ":1783 одну территориальную зону ОД1-1629.
В судебном заседании заявитель ФИО2 поддержал заявленные требования.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ее представитель ФИО4 заявление подержала.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 заявленные требования не признала, пояснив, что градостроительное законодательства не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, а планирование территорий направлено на ее развитие в бедующем. В Генеральном плане " ... " спланирована как магистраль общегородского значения, планируется ее реконструкция и расширение. Внесении изменений в Правила землепользования и застройки города являются исключительной компетенцией Омского городского совета, следовательно, суд не может установить для спорных земельных участков одну зону.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие части оспариваемого акта требованиям Градостроительного кодекса РФ о принадлежности каждого земельного участка одной территориальной зоне. Принадлежащие заявителям участки с принятием оспариваемого решения стали находиться в двух территориальных зонах. Собственники в сложившейся ситуации не могут реализовать свои права, в постановке на кадастровый учет земельных участков в измененных границах им отказано.
В отзыве на апелляционную жалобу и.о. прокурора города Омска ФИО6 полагает, что оспариваемый правовой акт соответствует закону и прав заявителей не нарушает, ввиду чего постановленное решение отмене не подлежит.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Омского городского Совета - ФИО5 считает постановленное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
В силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для удовлетворения требований заявителей, поданных в порядке ст. 254 Кодекса является наличие совокупности условий - это несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав и законных интересов гражданина.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспаривая Приложение (Карта градостроительного зонирования территорий г.Омска) к Решению Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области", заявители ссылались на то, что с его принятием земельные участки с кадастровыми номерами N " ... ":3348 и N " ... ":1783 стали находиться в двух территориальных зонах, чем нарушаются их права собственников и ограничивается возможность использования земельных участков.
Руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ, Федерального законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого нормативного акта действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителей, отказав в удовлетворении заявленного требования.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, считает его основанным на всестороннем исследовании обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Как установлено судебным разбирательством, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:070403:1783, местоположение которого установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: " ... " ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N " ... ":3348, местоположение которого установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: " ... ".
30.09.2013 ФИО1 и ФИО2 подписали межевой план об образовании двух земельных участков путем перераспределения принадлежащих им земельных участков с кадастровыми номерами N " ... ":3348 и N " ... ":1783.
Решением филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Омской области от 31.12.2013 N " ... " было приостановлено осуществление кадастрового учета, в связи с отсутствием сведений о границах территориальной зоны, в состав которой входят формируемые земельные участки, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
С целью получения недостающих сведений о границах территориальных зон в порядке межведомственного взаимодействия был направлен запрос в департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Омска.
Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска от 28.01.2014 N " ... " образуемый земельный участок, расположенный по адресу: " ... " находится в двух территориальных зонах: в территориальной зоне ОД1-1629, предназначенной для размещения административно-деловых, общественно-культурных и иных объектов федерального, регионального и общественного значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан и территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2, предназначенной для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Формирование земельного участка в границах нескольких территориальных зон не допускается.
03.02.2014 филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Омской области вынес решение N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета сроком не более чем на три месяца, поскольку необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Заявители проинформированы, что по истечении срока приостановления и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в учете земельного участка будет отказано.
19.02.2014 ФИО1 обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Омска с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Омска по принадлежащему ей земельному участку с кадастровым номером N " ... "3348, закрепив данный земельный участок в территориальной зоне ОД1-1629.
Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Омска от 21.03.2014 N ОГДАГ/466 на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска 20.03.2014 рассмотрен вопрос внесения в Карту градостроительного зонирования в части корректировки границ территориальной зоны ОД1-1629, рекомендовано отклонить предложенное изменение, поскольку оно не соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, проекту планировки территории, расположенной в границах: " ... ", утвержденному постановлением Администрации г.Омска от 12.08.2011 N 896-п.
Постановлением администрации города Омска 18.04.2014 N 532-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", согласно которому постановили отклонить предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. N 201, в соответствии с приложением "Перечень отклоненных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" к настоящему постановлению.
В силу ст. 1, 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения в сфере градостроительной деятельности, в том числе вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. К числу таких полномочий относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, а также утверждение правил землепользования и застройки территорий данных муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В пункте 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документом территориального планирования городских округов являются генеральные планы соответствующих муниципальных образований, которые включают в себя сведения, предусмотренные ст. 23 названного Кодекса.
Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах генерального плана поселения определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
В соотв. с п. 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования относится к вопросам местного значения, реализация которых осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст.ст. 24, 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Согласно положениям ст. 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Соответственно, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем.
Генеральный план города Омска утвержден Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (опубликовано в газете "Третья столица" (специальный выпуск) N 50 от 03.08.2007).
Правила землепользования и застройки города Омска утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (опубликовано в газете "Третья столица" N 69/1 от 19.12.2008).
Указанные нормативные правовые акты утверждены органом, в компетенцию которого входит утверждение таких актов, в полном соответствии с действующим градостроительным и иным законодательством и опубликованы в полном соответствии с законом.
Как видно на фрагменте карты (схемы) территориального планирования N 11.2 "Схема размещения объектов транспорта местного значения" " ... " отнесена к магистралям общегородского значения регулируемого движения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования по Омской области" установлены основные расчетные параметры уличной сети городских округов и городских поселений.
Учитывая, что " ... " плане города Омска как магистраль общегородского значения регулируемого движения с учетом параметров, установленных правовыми актами, она планируется к реконструкции и расширению.
В соответствии со ст. 38 Правил землепользования и застройки города Омска к зонам инженерной и транспортной инфраструктур относится зона ИТ-2 -зона городского наземного транспорта.
Соответственно, " ... " землепользования и застройки города Омска как зона ИТ-2 с учетом планируемого расширения.
Таким образом, оспариваемые положения Правил землепользования и застройки города Омска полностью соответствуют Генеральному плану города Омска и Градостроительному кодексу РФ.
Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного акта незаконным не было, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителей.
Довод подателей жалобы о том, что принятые Правила создают препятствия для дальнейшей эксплуатации вышеуказанного земельного участка и реализации прав собственников является ошибочным.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса РФ и статьи 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований,, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов. Данной нормой права прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Следовательно, принятие оспариваемых Правил не исключает возможность использования заявителями спорного земельного участка по целевому назначению.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии части оспариваемого акта требованиям Градостроительного кодекса РФ являются несостоятельными по приведенным выше мотивам.
Ссылки в жалобе на то, что с принятием оспариваемого решения принадлежащие заявителям участки стали находиться в двух территориальных зонах не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку о незаконности оспариваемых положений правил и наличии нарушений прав заявителей не свидетельствуют.
Право собственности у заявителей ФИО2 и ФИО1 на земельные участки возникло после принятия обжалуемых положений и установления соответствующего зонирования, ввиду чего они не были лишены возможности уточнить объем приобретаемых ими прав и наличие возможных ограничений, связанных особенностями развития городской инфраструктуры.
Отсутствие возможности перераспределить земельные участки, определив их в новых границах, прав собственников также не нарушает, поскольку не препятствует использованию земельных участков по целевому назначению.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд правильно установил все юридически значимые обстоятельства дела, в соответствии с положениями ст. 198 ГПК РФ проверил все доводы сторон, дал им надлежащую правовую оценку и вынес обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права, подлежащие применению при разрешении данного спора.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 19 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителей ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.