Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу N 33-1052/2015

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу N 33-1052/2015

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Костенко А.П., Аладина П.К.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Ульяновск" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2014 года, по которому с учетом дополнительного решения Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 января 2015 года, постановлено:

Исковые требования Ульяновского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к негосударственному учреждению здравоохранения "Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО "РЖД"удовлетворить.

Обязать негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО "РЖД" привести пандус, дублирующий вход в здание негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО "РЖД", расположенное по адресу: г. Ульяновск, ***, в части его уклона в соответствие с требованиями п.п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 605 .

В иске Ульяновского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги о возложении обязанности привести пандус в соответствии с нормативными требованиями отказать.

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., пояснения представителя НУЗ "Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО "РЖД" - Кузнецовой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ульяновский транспортный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к негосударственному учреждению здравоохранения "Отделенческая больница на станции Ульяновск" ОАО "РЖД" о возложении обязанности привести пандус в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Требования мотивированы тем, что в результате проверки от 20.10.2014, проведенной Ульяновской транспортной прокуратурой, выявлены нарушения исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в НУЗ "Отделенческая больница на ст. Ульяновск" ОАО "РЖД", расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. ***. Установлено, что пандус, дублирующий вход в здание названного медицинского учреждения, не соответствует требованиям п.п. 4.1.14 СП 59.13330.2012, уклон пандуса составляет 1:6.

Просил обязать НУЗ "Отделенческая больница на ст. Ульяновск" ОАО "РЖД" привести пандус, дублирующий вход в здание НУЗ "Отделенческая больница на ст. Ульяновск" ОАО "РЖД", расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул.*** , в соответствии с требованиями п.п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011.

Рассмотрев спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Ульяновск" ОАО "РЖД" просит отменить решение суда. В обоснование доводов указывает на то, что решение суда вынесено без учета ст.42 Федерального закона РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в соответствии с которой требования, установленные данным нормативным актом, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до их вступления в силу, вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания. Здание НУЗ "Отделенческая больница на ст. Ульяновск" ОАО "РЖД" построено в 1987 году, доказательств проведения ответчиком капитального ремонта или реконструкции здания суду не представлено. Указывает, что ответчик не имеет прав на распоряжение данным имуществом, поскольку указанное здание находится у него в оперативном управлении и без согласия собственника имущества приведение пандусов в надлежащее состояние невозможно. Полагает, что привлечение истцом для участия в проведении проверки эксперта АНО " Ульяновскстройсертификация" выполнено с нарушением оформления реквизитов соответствующих документов, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия эксперта. В выводах эксперта относительно исследуемого пандуса имеются неточности в определении объекта исследования. Указывает, что ответчик не был уведомлен о проведении проверки и своевременно не ознакомлен с экспертным заключением.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из дела следует, что здание поликлиники, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, находится в оперативном управлении негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО "РЖД".

Вход в указанное учреждение здравоохранения оборудован пандусом, при этом его уклон составляет 1:6, что не соответствует требованиям государственных стандартов, Строительных норм и Правил.

Свод правил 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.

В соответствии с п.4.1.14 СП 59.13330.2012 наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. При этом длина пандуса должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО "РЖД" должна быть возложена обязанность по оборудованию входа в часть здания, находящуюся в оперативном управлении ответчика, пандусом, соответствующим требованиям государственных стандартов, Строительных норм и Правил.

Данный вывод суда основан на правильном применении закона.

Так, в соответствии с положениями ч.1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Одним из средств конкретизации этих законоположений является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, соответствующих требованиям государственных стандартов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 48) и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил 59.13330.2012.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

Исходя из этого, негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО "РЖД" обязано обеспечить доступность здания, находящегося в его оперативном управлении, для маломобильных групп населения, а именно, оборудовать вход в часть здания пандусом, соответствующим требованиям государственных стандартов, Строительных норм и Правил.

Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку представленным доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что здание поликлиники, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, находится в оперативном управлении негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО "РЖД", в связи с чем не имеет права без согласия собственника распоряжаться данным имуществом и привести пандус в надлежащее состояние, судебной коллегией отклоняются.

Как установлено судом, указанное здание находится в оперативном управлении негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО "РЖД" и им, в силу п. 1 ст. 296 ГК РФ, должна быть обеспечена доступность этого здания для маломобильных групп населения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что здание поликлиники построено в 1987 году и к нему не применяются требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, установленные Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", судебной коллегией отклоняются.

В соответствии со ст. 42 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем, согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Эти государственные гарантии направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их конституционных прав и свобод. При этом установленная ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений.

Других доводов к отмене или изменению решения суда в апелляционной жалобе по существу не приведено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Ульяновск" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.